У Евросоюза нет собственной армии, но это не значит, что его страны-члены уязвимы для внешних угроз. Хотя большинство стран ЕС также являются членами НАТО, и сотрудничество между этими двумя организациями играет важную роль, Евросоюз разработал собственные оборонные структуры и возможности, которые позволяют ему эффективно реагировать на кризисы, связанные с безопасностью. То есть у ЕС есть военные и гражданские ресурсы, такие как миротворческие миссии и операции по урегулированию кризисов, которые основаны на принципах солидарности и коллективной обороны.
Стратегии и политика безопасности ЕС, например Политика общей безопасности и обороны (PSAC), призваны обеспечить защиту стран-членов и гарантировать стабильность региона. Кроме того, в статье 42 Договора о Европейском союзе подчеркивается важность военной солидарности между странами-членами. Это важный принцип, который лежит в основе общей ответственности перед лицом любой внешней угрозы. Так, ЕС берет на себя четкое обязательство по взаимной обороне и защите, и он особенно усилил свою роль глобального игрока в сфере международной безопасности после вторжения России в Украину.
Как выглядит европейская «армия»?
Идея европейской «армии» возникла в 1948 году, когда Франция, Великобритания и Бенилюкс подписали Брюссельский договор. Создание Западноевропейского союза послужило зарождающейся структурой для общения и сотрудничества по вопросам обороны Европы. Усилия союза по принятию ответственности за оборону и предотвращение конфликтов особенно проявились после Холодной войны и затем после конфликтов на Балканах. С тех пор Общая политика безопасности и обороны Европейского союза (PSAC) сильно изменилась. От фактического закрепления PSAC в Лиссабонском договоре 2009 года, в котором были предусмотрены взаимопомощь и пункт о солидарности, до создания постоянной структуры сотрудничества (PESCO), фонда обороны и т.д. А недавно, после вторжения России в Украину был создан Стратегический компас, который определяет проекты, касающиеся безопасности и обороны ЕС до 2030 года, чтобы снизить риски, связанные с геополитической напряженностью, а также с кибератаками.
В Евросоюзе у каждой страны-члена есть собственные вооруженные силы, а национальный военный потенциал является основным столпом коллективной обороны. На данный момент самыми крупными по численности действующего личного состава являются армии Италии и Франции, насчитывающие свыше 300 тысяч женщин и мужчин. Хотя эти армии различаются по размеру и оснащению, они взаимозависимы и часто сотрудничают в совместных операциях ЕС. Одним из примеров совместных инициатив являются миссии по обороне и кризисному регулированию, которые могут быть как гражданскими, так и военными. ЕС проводит внешние операции в рамках PSAC для поддержания мира в областях, пострадавших от конфликта. В настоящее время военный персонал присутствует в 23 точках по всему миру. Даже у Молдовы есть оборонная помощь, а EUPM Moldova является первой гражданской миссией, ориентированной на борьбу с гибридными угрозами и внешними кибератаками. Помимо этого после начала войны в Украине Молдова получила финансовую помощь на общую сумму 137 миллионов евро для укрепления способности противостоять попыткам дестабилизации со стороны России. Итак, в сфере безопасности и обороны у ЕС есть национальные армии. Однако средства обороны общие.
От «травоядных» к «всеядным»?
Недавняя метафора президента Франции Эммануэля Макрона в его речи на заседании Европейского политического сообщества в Будапеште показывает процесс смены реактивного подхода ЕС к безопасности и обороне (травоядного) на более решительный (всеядный). Макрон известен как сторонник независимости ЕС от США и Китая в некоторых областях, включая безопасность. Если говорить непищевыми терминами, Европейская комиссия под руководством президента Урсулы фон дер Ляйен поддерживает траекторию большей военной независимости и укрепления потенциала региональной безопасности.
Для этого был назначен первый комиссар Еврокомиссии по вопросам обороны и космоса Андрюс Кубилюс. Это действие говорит о том, что ЕС отдает приоритет оборонной промышленности, которая заключается в укреплении стратегической автономии ЕС перед лицом возникающих внешних угроз. В своем письме о задачах нового комиссара Урсула фон дер Ляйен обозначила четыре основные сферы ответственности: космос, но особенно привлечение оборонных инвестиций (500 миллиардов евро), разработка оборонных программ, учитывающих сложный характер современных конфликтов, и поддержка Украины в войне. На сегодняшний день ЕС выделил Украине почти 44 миллиарда евро военной помощи.
В этом контексте важную политическую роль играет программа «Потенциал быстрого развертывания (RDC) ЕС». Это структура ЕС, которая должна быть создана к 2025 году и которая предполагает развитие потенциала ЕС по размещению 5000 солдат в случае внешнего вооруженного конфликта. Эта структура будет сочетанием военных сил и возможностей стран ЕС, включая Румынию. В 2023 году состоялось первое испытание – MILEX23 в Испании, которое собрало 3000 солдат из 19 стран. Программа важна для Европы, учитывая ту роль, которую она будет играть в укреплении способности ЕС защищать своих граждан. Кубилюс отметил, что «в течение 10 дней, пока мы будем ждать прихода НАТО, мы будем заняты», подчеркнув важность создания собственных оборонных структур ЕС.
Однако, особенно в контексте нынешней европейской войны, на новую роль претендуют европейские оружейные компании. Несмотря на отсутствие политического мандата, такие игроки, как Rheinmetall, немецкий оружейный гигант, оказывают решающее влияние на военный потенциал ЕС и на достижения Украины в войне. Эти компании обладают значительными финансовыми возможностями и полномочиями на двусторонних переговорах. Это дает им полномочия выступать на европейском уровне для увеличения оборонных расходов ЕС и укрепления международного партнерства с некоторыми оружейными компаниями Японии, Южной Кореи и Великобритании.
Нынешняя структура оборонно-промышленной базы Европы полностью зависит от промышленности. Поэтому сотрудничество с неправительственными организациями, такими как оружейные компании, будет играть важную роль в новом оборонном плане ЕС. И президент Путин знает об этом, а иначе, наверное, он не стал бы пытаться убить самого влиятельного человека военной промышленности Европы Армина Паппергера, исполнительного директора компании Rheinmetall.
Защита стран без ядерного оружия. Миссия невыполнима?
ЕС поддерживает решительную политику ядерного разоружения, учитывая основные риски, связанные с распространением ядерного оружия. У ЕС нет собственного ядерного оружия – Франция является единственной европейской страной, обладающей этим оружием, а несколько других европейских стран размещают у себя американское ядерное оружие. Однако посредством Договора о нераспространении ядерного оружия (его подписали все страны ЕС) Евросоюз поддерживает ядерное сдерживание в рамках альянсов по безопасности, особенно через НАТО, в которую входят страны, обладающие ядерным потенциалом. ЕС считает, что глобальная безопасность не должна зависеть от ядерного оружия, и в этом смысле продвигает дипломатические решения для предотвращения ядерных войн, призывая страны отказаться от разработки и модернизации этого вида вооружения. Хотя после эскалации вооруженных конфликтов в мире и неопределенности сотрудничества с НАТО после избрания президента Трампа начались дискуссии о возможности приобретения союзом собственного ядерного оружия, ЕС все еще решительно выступает против такого вида оружия.
Итак, развитие эффективной европейской армии и общих механизмов защиты является решающим шагом для защиты граждан Евросоюза. От укрепления общей политики безопасности и обороны до реализации военных инициатив, таких как Потенциал быстрого развертывания, ЕС берет на себя все больше ответственности за создание структур, которые быстро и эффективно реагируют на внешние угрозы. Посредством инвестиций в технологии и сотрудничества между странами-членами ЕС укрепляет свою способность защищать не только территорию, но и основные ценности демократии и стабильности. Если у вас есть вопросы или вы хотите узнать больше о шагах, сделанных в этом отношении, свяжитесь с нами по адресу tineri.zdg@gmail.com, чтобы получить более подробную информацию.
Мария Виктория Киларь, Tinerii de Gardă