Референдум о европейской интеграции прошел. Плебисцит считается состоявшемся, поскольку на нем высказались чуть более 50% тех, кто взял в руки бюллетень. И ситуацию уже не изменить. Но результаты более чем шокирующие, и лагерь сторонников ЕС, конечно, не может праздновать победу. Никак.
Ниже представляем несколько мыслей и фактов об этих результатах.
– Приднестровский регион, задушенный пропагандой и практически не имеющий доступа к достоверным источникам информации, оказался более проевропейским, чем многие регионы, контролируемые кишиневскими властями. И в данном случае мы снова должны задать себе вопросы.
– В приднестровском регионе 31% граждан проголосовали ЗА на референдуме, что больше, чем в Бельцах (29,42%), Дондюшанах (27,16%), Окнице (21,06%), Единце (29,74%) или Бричанах (28,63%), и почти столько же, сколько в Фалештах (33,49%), Дрокии (32,72%) или Рышканах (32,11%).
– Посмотрите, как проголосовали другие регионы, получающие деньги от ЕС. Унгены и Кагул, города, получившие больше всего средств от ЕС, проголосовали на референдуме НЕТ. В Гагаузии, которая получает огромные средства от ЕС, 95% граждан проголосовали НЕТ. Почему? И что пошло не так? Может быть, с завтрашнего дня средства ЕС должны поступать только туда, где люди настроены проевропейски и всегда голосуют ДА: Яловены, Хынчешть, Страшены или Калараш?
– Да, референдум прошел, но это, к сожалению, не вдохновляющая победа. Это наше поражение как народа, потому что мы не говорили с окружающими о правде и лжи, как журналисты, потому мы не смогли лучше объяснить тем, кто не смотрит телевизор, не читает газет и сайтов, что ЕС – это не ЛГБТ и не захват земель.
– Это прежде всего провал правящей ПДС. И они должны признать это сегодня и признаться в этом. Они, а не другие. Некоторые голосовали не против ЕС, а против ПДС – против высокомерия, а порой и некомпетентности министров и членов парламента, которые дискредитировали власти, а вместе с ними и идею европейской интеграции. Они думали, что они единственные на этой земле, что только они имеют значение и что нет никого лучше них. Этих людей ПДС продолжала поддерживать и даже продвигать по службе, несмотря на то, что их имидж в столице катастрофичен, а их честность под сомнением. Люди ожидали, что в отношении них будет проведено уголовное расследование, но к чему мы пришли? Они оказались теми самыми, которые продвигают референдум и президента. И люди не могут этого понять. А народу не нравится, когда его водят за нос.
– Это провал политики ПДС, которая собрала всех мэров-оппортунистов, которые вступали в партию ради денег и партийной протекции, а не ради идей. И это только породило разочарование среди честных членов партии.
– Это также ошибка Майи Санду, которая послушала стратегов, предложивших провести этот референдум сейчас, когда мы не были к нему готовы. Мы не были готовы, потому что у нас очень слабые институты, управляемые еще более слабыми людьми, и народ, который голосует из страха, люди, которые предпочитают бедность, предпочитают не получать деньги от ЕС, предпочитают не иметь дорог, но хотят сохранить свою землю, и предпочитают, чтобы их и их детей не трогали ЛГБТ (несомненно, фейки).
– Это еще и провал социологических опросов в Молдове. Как и в каждой избирательной кампании последних лет, социологи просчитались. И просчитались серьезно. И до сих пор не могут успокоиться. Наврав нам, что 55-60% граждан хотят вступить в ЕС, они наврали тем, кто предложил провести референдум, основываясь на этих ошибочных опросах.
– Это также провал политики Facebook и тех, кто предпочитает видеть только позитив и считает все критическое вражеским элементом. В последние два дня многие говорили, что ПДС проводила кампанию в поддержку референдума больше в тех населенных пунктах, где ее представителей принимали с хлебом и солью, а не там, где люди принимали их враждебно и с большим сомнением. Там они не были.
– Ведущие стратеги страны с зарплатами в десятки тысяч, рисовали цифры, превышающие 60% на референдуме, а некоторые были еще оптимистичнее. Но что эти стратеги сделали в своей повседневной жизни, чтобы референдум прошел? Когда в последний раз они выходили из своих социальных сетей и кишиневских офисов, чтобы встретиться и послушать тех, кто думает иначе, чем они? Какие программы были созданы для этих людей? Как эти стратеги попали в мир этих людей? Закрытие телеканалов и доступа к сетям – это НЕ решение. Решение заключается в том, чтобы вы, как власти, как стратеги, генерировали легкие, простые и понятные решения для людей. Радикализация общества и его раскол – это НЕ решение.
– Информационная кампания по проведению референдума была плохо продумана. Люди не понимали, за что они голосуют. Им сказали, что это мероприятие за ЕС, но в бюллетене они увидели, что на самом деле речь идет об изменении конституции. И они испугались. И они проголосовали из-за страха. Страха перед НАТО и отсутствием нейтралитета. Страха войны. Они не голосовали за что-то. Они голосовали против. Для них это была борьба (воображаемая, конечно) за выживание. А этот инстинкт выживания, как мы знаем, самый сильный.
– Многие из тех, кого ПДС продвигала на «хлебные» должности, проголосовали против референдума. Те, кто уже потерял должность, тоже проголосовали против, из мести и чтобы дать пощечину. Эх, как же сегодня злорадствуют прокуроры, судьи и прочие государственные служащие, некоторые из которых до сих пор занимают свои посты, служа всем подряд. Почему они продолжают оставаться на своих постах и продолжают принимать решения?
Вывод прост и печален: мы – страна, полная коррупции, и люди продают себя за несколько сотен леев, которые они получают СЕГОДНЯ, и им все равно, что будет завтра. И им неважно, откуда берутся деньги. Важно, что они приходят, и приходят сейчас, в эту секунду. Среди нас, среди наших друзей, среди наших близких родственников есть люди, которые выбрали вариант НЕТ, и их большинство. Около 54% граждан страны проголосовали против ЕС.
P.S.: Те, кто решил бойкотировать референдум (во главе с Усатым, Стояногло и Додоном) вместо того, чтобы проголосовать НЕТ, фактически помогли референдуму пройти. И Москва должна их «благодарить».
Диаспора и Кишинев спасли страну от невероятного позора. Но и в Кишиневе как минимум 153 тыс. человек выбрали вариант НЕТ, и в диаспоре тысячи людей, даже находясь в ЕС, проголосовали против ЕС (в общей сложности около 54 тыс. человек). И если мы забудем об этом или сделаем вид, что не видели этих данных, завтра будет еще хуже.
Виктор МОШНЯГ