После множества информационных материалов о структуре и механизмах работы Европейского союза важно также выявить проблемы, с которыми союз сталкивался на протяжении многих лет. Так как это политический проект, взгляды всегда расходились в отношении различных аспектов ЕС. Некоторые события в европейском прошлом, такие как европейский долговой кризис или волны расширения, показали недостатки в структуре ЕС и стали катализаторами антиевропейских идей, также известных как евроскептицизм.
Термин «евроскептицизм» возник в 80-х годах и первоначально использовался только в СМИ. В то время он представлял собой оппозицию развитию процессов европейской интеграции. Сейчас этот термин употребляется в более широком смысле и означает разные типы антиевропейской позиции. Евроскептицизм можно рассматривать как палку о двух концах – хотя важно иметь свободу для обсуждения различных аспектов ЕС и это создает здоровую оппозицию европейским партиям или идеям, экстремистские евроскептические движения могут быть опасны для целостности союза.
Есть ли более европейские и менее европейские страны?
Одним из методов понимания степени евроскептицизма является ответ на вопрос, насколько страна идентифицирует себя с ценностями Евросоюза. Действительно есть страны с более европейской идентичностью и страны, которые считают себя менее европейскими. Великобритания является наиболее очевидным примером евроскептических взглядов, а брексит – последствие такой позиции. Бывшую страну-члена всегда считали «трудным союзником». Между тем, по данным Евробарометра, среди стран с сильной европейской идентичностью особенно выделяются Венгрия и Словакия, где более 3/4 респондентов считают себя европейцами. В то же время в скандинавских странах, а также во Франции или в Бельгии более высокий уровень нейтралитета или даже отрицания европейской идентичности. Эти числа являются потенциальными индикаторами уровня сотрудничества каждой страны в рамках союза.
Катализаторы евроскептицизма
Нельзя назвать одну конкретную причину евроскептицизма. Но в европейской истории было несколько важных событий, которые повлияли на уровень евроскептицизма – они затронули структуру союза или привели к новым социально-экономическим проблемам. Статистика показывает, что самый высокий уровень оппозиции ЕС наблюдался в период с 2010 по 2016 год, когда союз столкнулся с последствиями европейского долгового кризиса, кризиса беженцев, а затем и голосования Великобритании за выход из ЕС. В то время почти треть европейцев придерживалась евроскептических взглядов и выражала недовольство тем, как ЕС справляется с кризисами. Это общественное мнение затем отразилось на выборах. Партии евроскептиков получили гораздо больше поддержки: от менее 13% до 2010 года до стабильного показателя более 20% после 2013 года. В 2022 году, после пандемии и после вторжения России в Украину статистика показала рекордные 27% – уровень поддержки евроскептических партий.
Европейский долговой кризис
Он также назывался кризисом еврозоны и начался в 2009 году. Это был кризис государственных долгов 5 стран-членов (Кипр, Испания, Португалия, Ирландия и Греция), последовавший за неконтролируемым кредитованием нескольких финансовых учреждений в ЕС. Европейское сообщество понесло значительные государственные расходы, и это считается худшей рецессией в ЕС. Кризис не только влиял на экономику стран-членов в течение нескольких лет, но и стал политической проблемой. В период с марта 2011 года по май 2012 года более половины из 17 членов еврозоны пережили развал своих правительств. Кроме того, возникла проблема экономического неравенства между странами-членами, особенно между Севером и Югом Европы, и это по сей день подогревает позицию евроскептических партий.
Расширение ЕС на Восток
Волны расширения Европейского союза всегда были частью политического плана ЕС. Однако после вступления 13 стран в период с 2004 по 2013 год внутри ЕС возникли более жесткие взгляды на то, кто заслуживает, а кто не заслуживает стать страной-членом. Нежелание евроскептиков идти на такую интеграцию было связано с вопросом возможного отсутствия европейской идентичности у новых членов, что могло повлиять на социальную целостность ЕС.
Кризис беженцев
Кризис беженцев в 2015-2016 гг., когда сотни тысяч беженцев с Ближнего Востока и Африки искали убежища в ЕС, был одним из главных событий, которыми партии евроскептиков воспользовались, чтобы добиться политического и социального влияния. Проблема огромного потока иммигрантов привела к дискуссиям о необходимости утилитарного подхода, а именно о введении жесткого контроля на национальных границах или, наоборот, гуманитарного подхода. Евроскептические партии, такие как британская Партия независимости Соединенного Королевства (UKIP) во главе с Найджелом Фаражем и Национальный фронт Марин Ле Пен, полагались на популистские, националистические и антииммиграционные идеи, чтобы добиться влияния среди избирателей.
Как выглядит евроскептицизм на практике?
Партии евроскептиков можно рассматривать как часть политического течения. Умеренные евроскептические партии могут оказывать регулирующее влияние на участие в правительстве (например, Партия зеленых в Швеции и Ирландии, Партия «Закон и справедливость» в Польше, Fidesz в Венгрии и т.д.). Эта роль связана с влиянием более крупной центристской партии, которое затем распространяется на более мелкие левые или правые политические партии. Умеренное евроскептическое отношение не означает, что это приведет к антиевропейской политике.
Выборы в Европейский Парламент в мае 2014 года закончились беспрецедентной победой националистических партий во Франции и Великобритании – Национального фронта и UKIP. Эти результаты были достигнуты, так как на избирателей повлияли события, упомянутые выше, а также риторика популистских партий. В то время как основные правоцентристский и левоцентристский альянсы сохранили свое большинство в Европейском Парламенте, лидерам ЕС пришлось столкнуться с проблемой сильных результатов на выборах у партий, чьи радикальные цели заключались в устранении некоторых определяющих характеристик Евросоюза.
Британский евроскептицизм и путь к брекситу
Брексит является наиболее ярким примером того, к каким последствиям может привести евроскептицизм как на национальном, так и на международном уровне. В кампании в поддержку брексита вопрос миграции был основой идеи независимости Соединенного Королевства. За 14 лет, с 2001 по 2015 год на национальном уровне восприятие миграции как серьезной проблемы выросло с 5% до 56%. Это стало деликатной темой как в политическом, так и в социальном плане.
Кампании за брексит и против него основывались на важности суверенитета Великобритании. В кампании в поддержку брексита суверенитет основывался на территориальном протекционизме и строгой антииммиграционной политике. Кампания по брекситу, возглавляемая UKIP и Консервативной партией, взывала к социальным эмоциям, страхам и националистическому духу людей. А с другой стороны была бессвязная кампания, в которой даже в основной Лейбористской партии были внутренние разногласия. Хотя эксперты говорят, что идеями обеих кампаний сильно манипулировали с точки зрения отношений Великобритании с ЕС, в конце концов риторика евроскептиков победила.
Прагматичные евроскептики Северной Европы
Северный евроскептицизм не считается проблемой. В рамках этой позиции национальные приоритеты, такие как изменение климата или семейная и гендерная политика, проецируются на повестку дня ЕС. Политологи нередко называли страны Северной Европы «сдержанными европейцами» или «прагматичными евроскептиками» из-за попыток этих стран уравнять свою неоднородность внутри ЕС. Из всех стран Северной Европы у Финляндии самый высокий уровень европейской интеграции, Швеция и Дания не входят в еврозону, а Норвегия и Исландия входят в ЕЭЗ, но не в ЕС.
В Швеции высокая степень евроскептицизма благодаря крайне правой Шведской демократической партии. Хотя она не входит в правительство, она влияет на политические действия правящего альянса через своих чиновников и консультантов, особенно в сфере миграционной политики. После смены партийного руководства шведские демократы отходят от своих неонацистских и расистских корней. Даже бывший премьер-министр Магдалена Андерссон (ШДП) говорила, что за последние 20 лет неспособность Швеции эффективно интегрировать иммигрантов привела к серьезным социальным проблемам.
Приведенные выше практические примеры показывают евроскептицизм с различными видами воздействия. Несомненно, риторику евроскептиков нельзя недооценивать, особенно когда она изобилует популистскими, дискриминационными или националистическими идеями. Эти аспекты искажают социальное восприятие политических событий, что впоследствии влияет на европейскую политическую структуру. Евроскептицизм может привести к радикальным политическим движениям, таким как брексит или усиление национального влияния экстремистских партий, а также может стать, как в случае со странами Северной Европы, инструментом национального самоопределения в Европейском союзе.
Для дополнительных разъяснений или обсуждения тем, связанных с Евросоюзом, не стесняйтесь обращаться к нам по адресу электронной почты tineri.zdg@gmail.com.
Мария Виктория КИЛАРЬ, Tinerii de Gardă