Ромы являются наиболее уязвимой категорией граждан для дискриминации и преступлений на почве предубеждения. Но ромы редко обращаются в полицию, чтобы добиться справедливости. Этому есть две причины: они недостаточно образованны, чтобы самостоятельно писать заявления в полицию, и не доверяют властям. В этом же контексте этнические евреи Республики Молдова заявили об усилении антисемитизма с одной стороны и о (без)действии правоохранительных органов с другой стороны.
Они получили уголовное обвинение после того, как отказались платить за бутылку шампанского, которую, как они утверждают, они не пили
Двое ромов ели в кафе в центре города. Они пили алкоголь – водку и пиво. Когда пришло время расплатиться за выпивку и уйти, они заметили, что в счет была произвольно добавлена бутылка шампанского. Мужчины отказались платить и попросили администратора доказать, что они пили это шампанское. Администратор не согласился и вызвал охранников, которые вывели ромов на улицу. Сотрудники охранной службы применили силу, и завязалась драка, в которой были применены кулаки, слезоточивый газ и выстрелы в воздух. В итоге в отношении ромов возбудили уголовное дело о хулиганстве в общественном месте.
Это классический случай, по словам защитника мужчин-ромов. В случае конфликта ромы первыми подозреваются в нарушении закона.
«Я убежден, что это ненависть к ромам, которую также проявили охранники. Они их избили, унизили и в конце концов, чтобы уйти от уголовной ответственности, еще и подали на них заявление в полицию. Ромы не думали о том, в какой они ситуации и что она дойдет до такого уровня», – говорит адвокат Ион Букур. С одной стороны, ромов обвиняют, а с другой стороны они сами подали жалобу в прокуратуру на охранников, отмечает защитник.
Дело Синигура и (без)действие полиции и прокуратуры
Еще один случай, когда ромы стали мишенью разжигания ненависти, произошел в мае 2020 года, когда активист Василий Синигур вместе с группой ветеранов в прямом эфире в Facebook выразил недовольство президентом страны на то время Игорем Додоном с использованием нецензурных слов в адрес ромов. «Цыгане – самые большие шакалы на свете. Как и жиды. Люди добрые, не бойтесь идти против жидов и против цыган, потому что они сосут кровь народов», – сказал один из ветеранов войны на Днестре. «Цыгана Додона надо схватить за голову и ему надо отрезать голову, как овце. Мы больше не можем терпеть такого цыгана», – добавил Василий Синигур.
Ион Букур написал заявление в полицию и прокуратуру и попросил привлечь к ответственности людей из этого видео. Орган уголовного розыска Чоканского инспектората полиции начал уголовное расследование. Позже уголовное дело было передано в Прокуратуру по борьбе с организованной преступностью и особым делам (ПБОПОД).
«Они хотели настроить людей против ромов, но прокуратура не увидела состава преступления в действиях Синигура и установила, что он лишь воспользовался своим правом на свободу слова», – говорит Ион Букур.
В феврале 2021 года ПБОПОД издала приказ об освобождении Василия Синигура из-под уголовного следствия и закрыла уголовное дело. Правоохранительные органы не нашли никакого криминального элемента в действиях активиста и отметили, что оскорбительные высказывания относились только к личности президента Додона.
«Трудно быть ромом в Молдове»
Отказ в доступе к услугам – еще одна форма дискриминации, которой часто подвергаются ромы. По крайней мере так утверждает Елена Сырбу, председательница Молдавской платформы женщин-ромов «Romni». Женщина рассказывает, что 1 июля она получила по телефону подтверждение о том, что помещение будет сдано в аренду возглавляемой ею НПО, и другая коллега, не ром, отправила аванс и забрала ключ.
«Хозяйка сказала, что уезжает в отпуск на 10 дней, и что мы заключим договор, когда она вернется. До 11 июля все было хорошо и красиво», – сообщила Елена Сырбу в публикации в Facebook. По ее словам, когда она встретилась с администратором недвижимости Александрой Кихай для оформления документов на аренду, та «изменилась в лице» при виде ее и отказалась заключать договор.
«Вы понимаете, какое это унижение? Не говоря уже о физических усилиях моих коллег и о моих финансовых усилиях, о психологическом давлении и эмоциональном напряжении. Почему? Не зная меня, не зная о деятельности организации, просто потому, что я ром и из-за стереотипов о ромах, которые глубоко укоренились в головах у расистов. Сложно быть ромом в Молдове», – жалуется Елена Сырбу.
С другой стороны, Александра Кихай утверждает, что в аренде отказали из-за… шума и слишком большого количества мебели. «Когда я приехала 11-го числа, я обнаружила, что офис до краев заставлен мебелью и всем, чем хочешь, вплоть до коридора на улицу. Там было около пяти человек, и я была в шоке. Я посмотрела на окно – оно было просверлено, и они провели интернет, как им пришло в голову, расставили мебель и работали, пока нас не было в стране. Хозяин здесь такое не разрешает. Он не терпит шум и множество людей. В офисе было все, что хочешь: вещи и все», – объясняет администратор помещения.
Елена Сырбу собирается подать жалобу по этому делу в Совет по вопросам равенства.
Ромы не обращаются в полицию, так как не доверяют властям
Глава Управления по рассмотрению и расследованию запросов Офиса народного адвоката Ада Шимон считает, что представители общины ромов «наиболее уязвимы для правонарушений и преступлений на почве ненависти». Однако они не обращаются в правоохранительные органы за справедливостью «из-за неграмотности».
Другая причина – отсутствие доверия к властям, как сказала Мария Плешу, начальник Управления общественного порядка Национального инспектората общественной безопасности:
«Ромы не доверяют правоохранительным органам, потому что они привыкли решать свои вопросы самостоятельно. Такое у них практикуется».
У члена Совета по вопросам равенства Георгины Друмя есть другое объяснение:
«На протяжении многих лет, десятилетий они подвергались стигматизации, дискриминации, повторной виктимизации и так далее. И это главный барьер при отказе от обращения к властям, к любым органам власти. В качестве активиста я непосредственно работала с ромами, и они говорили мне, что не пишут заявления, потому что не видят в этом смысла и чувствуют, что никто не будет к ним справедлив, а наоборот их сделают виноватыми». Член Совета по вопросам равенства отмечает, что действительно были случаи, когда жертву-рома постепенно превращали в агрессора.
Адвокат Ион Букур подтвердил, что ромы не доверяют судебной системе, так как боятся, что с ними поступят несправедливо.
«Они боятся, что не будут приняты правильные решения, а некоторые боятся, что хотя справедливость на их стороне, их самих привлекут к ответственности. Они мирятся с разными ситуациями, думая, что если они ромы, то так и должно быть, и допускают это, хотя это неправильно», – считает защитник.
Недоверие ромов к властям началось с того, что их часто обвиняют, как считает Елена Сырбу:
«Даже если в отношении них не вводятся специальные меры полиции, все равно первыми, кого подозревают в тех или иных преступлениях, являются ромы».
«Местных посредников необходимо обучать»
Общественные посредники – это те, кто может помочь ромам написать жалобу в Совет по вопросам равенства или в правоохранительные органы, когда против них совершаются противоправные действия. Но эти посредники недостаточно подготовлены, как утверждают эксперты. «У нас есть общественные посредники, но они недостаточно подготовлены, чтобы справиться со всеми ситуациями. Проблемы общины ромов настолько сложны и их так много, что посредники не могут справиться со всеми. В некоторых более серьезных случаях они подают жалобы, и у нас есть заключения», – говорит Георгина Друмя.
Адвокат Ион Букур считает, что группу посредников необходимо обучить не только составлению жалоб, но и обжалованию решений властей: «Мы пытаемся поддержать эту группу ромов, которые будут подавать петиции в совет, чтобы они не боялись раскрывать случаи дискриминации при доступе к образованию, трудоустройстве или доступе к медицинской, социальной помощи и другим услугам. Конечно, у нас много случаев такой дискриминации, но, к сожалению, ромы еще не умеют их записывать и предавать огласке. Общественные посредники должны быть этому обучены, должны знать методы и приемы защиты от дискриминации, уметь обжаловать решение или протокол».
«Нужен закон об антигипсизме»
Чтобы сократить количество преступлений на почве предубеждений в отношении ромов и предотвратить их, необходимо принять закон об антигипсизме по образцу румынского. Так считает председательница Молдавской платформы женщин-ромов «Romni» Елена Сырбу.
«Этот закон на европейском уровне произвел положительный эффект, и поэтому мы каким-то образом ответственны за то, чтобы этот инструмент стал законом в Республике Молдова, особенно сейчас, когда наша страна является кандидатом на вступление в Европейский союз, и одним из пунктов, предусмотренных в Соглашении об ассоциации, является подход к вопросу ромов в Молдове. Мы нашли двух экспертов, которые будут работать над этим аспектом, и мы очень надеемся как можно скорее получить черновой проект», – говорит Елена Сырбу.
Также она выступает за создание Агентства общины ромов, которое будет продвигать интересы этой общины: «Одним из решений, которое мы настоятельно рекомендуем, является создание Агентства общины ромов, которое бы располагало всеми инструментами для сотрудничества или даже давления – лоббистское агентство общины ромов. Есть пример Румынии, где в румынском Парламенте есть Агентство по делам ромов».
Еврейская община – объект разжигания ненависти
Еврейская община Республики Молдова также периодически сталкивается с разжиганием ненависти. Директор Еврейской общины Молдовы Алёна Гросу утверждает, что в двух подобных случаях были написаны заявления в полицию.
«В первом случае речь идет о советнице Зинаиде Попа, которая в прошлом году во время заседания муниципального совета выступила с критикой в адрес мэра, находившегося с визитом в Израиле. Она подчеркнула, что ношением символики или каких-то предметов одежды, например кипы, он „плюет” в лицо всем, кто исповедует другие религии. Конечно, это наносит ущерб», – отмечает Алёна Гросу.
Второй случай касается депутата от Блока коммунистов и социалистов Богдана Цырдя, который в публикации на своем Telegram-канале в контексте 120-летия с кишиневских погромов сравнил те трагические события с тем, что сейчас проходит в Украине. «Он провел параллели и проигнорировал закон о свободе слова, который запрещает отрицание Холокоста, героизацию военных преступников, а также любое сравнение с крупнейшим геноцидом человечества – Холокостом – или предпосылками, которые к нему привели», – объясняет директор еврейской общины Республики Молдова.
По ее словам, действия Зинаиды Попа и Богдана Цырдя прежде всего наносят ущерб обществу:
«Нельзя говорить о климате безопасности, в которой чувствуют себя граждане Республики Молдова, когда у нас есть высокопоставленные лица, которые позволяют себе делать или говорить такое».
Директор утверждает, что в обоих случаях власти переложили свою ответственность, и в итоге никто не был наказан. «Полиция передала дела в Совет по вопросам равенства, который вернул их в ГИП, потому что совет не должен был их рассматривать, ведь там речь шла не только о дискриминации. Реакция полиции неясна. Мы получили ответы, которые говорят о том, что не был обнаружен состав преступления, и мы пытаемся это оспорить», – говорит Алёна Гросу.
С началом войны в секторе Газа количество случаев антисемитизма увеличилось
После начала войны между Израилем и террористической группировкой «Хамас» в секторе Газа еврейская община сообщила об участившихся случаях антисемитизма.
«Мы сообщили о неоднократном вандализме мемориала жертвам Холокоста на еврейском кладбище в Сороках, об антиизраильских надписях с антисемитской символикой, используемых на всей территории Республики Молдова. Мы замечаем в подобных фактах провокационный тон. Актом антисемитизма считается обвинение евреев Молдовы в каких-то действиях или бездействии Израиля. Это связано со внешней политикой другой страны, за которую мы не можем нести ответственность и на которую не можем влиять. Эти факты будут расследоваться, и мы надеемся, что виновные будут найдены», – добавляет Алёна Гросу.
Отягчающий фактор «на почве предубеждения» введен в Уголовный кодекс и в Кодекс о правонарушениях
Вышеуказанные дела могут быть расследованы властями через призму отягчающего обстоятельства, введенного два года назад в Уголовный кодекс и в Кодекс о правонарушениях. В апреле 2022 года был одобрен Закон № 111 о внесении изменений в некоторые нормативные акты, касающиеся высказываний и преступлений на почве предубеждения. Так, если кто-то совершил преступление из-за предубеждений, он получит более суровое наказание, чем если бы он совершил преступление при других обстоятельствах.
Адвокаты и представители гражданского общества разделились во мнениях по поводу изменения законодательной базы. Ион Букур считает, что добавленный в закон отягчающий фактор ничего не изменил, а Георгина Друмя заявила, что закон усложнил работу Совета по вопросам равенства.
«Поправки в закон совершенно не помогли Совету по вопросам равенства, а наоборот создают препятствия для нашей работы и даже привели к диссонансу и к дублированию некоторых полномочий. Согласно новому законодательству, было введено понятие „призыв к дискриминации”, предусмотренное статьей 70 Кодекса о правонарушениях с индексом 1, что входит в полномочия полиции. Но в Законе 121 уже есть „призыв к дискриминации”, и это другое понятие, которое находится в нашей компетенции. Теперь нам нужно очень хорошо провести грань, когда рассматривается жалоба с элементами подстрекательства. Если есть элементы правонарушения, то мы отказываемся от своей компетенции и передаем заявление в орган полиции, и это сложно понять простым, рядовым людям, которые подают эти жалобы», – объясняет Георгина Друмя.
Совет по вопросам равенства – «выход без механизма наказания»
По словам члена Совета по вопросам равенства, граждане, которые считают, что подверглись дискриминации по защищаемому критерию, могут добиться справедливости.
«Все зависит от того, кто проявил к ним дискриминацию. Если это учреждение, юридическое лицо или орган власти, мы даем рекомендации. Если это физическое лицо, то пострадавшему остается только обратиться в суд с требованием возмещения морального или материального ущерба», – говорит Друмя.
Рекомендации Совета по вопросам равенства являются обязательными. «Несоблюдение рекомендаций совета наказывается как правонарушение», – подчеркивает Георгина Друмя. Но у учреждения нет ресурсов для мониторинга выполнения выдаваемых рекомендаций. «К сожалению, у нас недостаточно кадров, чтобы контролировать выполнение или применять наказание в случае неисполнения решений совета. В отделе мониторинга работает всего один человек, и, к сожалению, его времени хватает только на то, чтобы разбираться со ссылками на материалы, которыми в суде оспариваются наши решения. Да, у нас есть какой-то персонал, но он заполнен лишь наполовину. Это объясняется отсутствием мотивирующих финансовых средств», – объясняет член Совета по вопросам равенства.
В то же время Георгина Друмя жалуется на неспособность учреждения применять наказание:
«Мы настаиваем на всех полномочиях. Мы должны рассматривать дела и применять прямое наказание. Отсутствие полномочий на применение наказания является одним из факторов снижения интереса к совету. Мы не можем применять наказание. Поэтому наше средство в некоторых случаях становится неэффективным».
Социальные работники могут помочь уязвимым людям добиться справедливости
Ада Шимон из Офиса Народного адвоката считает, что важную роль в выявлении потенциальных жертв преступлений на почве предубеждения и оказании им помощи играют социальные работники: «Социальные работники ближе к местным органам государственной администрации и они могли бы стать первыми контактами для выявления элементов и оказания помощи людям, когда необходимо подать жалобу в уполномоченные органы. Рекомендация Народного адвоката заключается в том, чтобы поддерживать усилия социальных работников, чтобы они проходили конкретные тематические тренинги, связанные с механизмами преступлений на почве ненависти, чтобы они сообщали ответственным органам о явлениях и проблемах, с которыми сталкиваются все категории уязвимых людей – как ромы, так и представители других национальностей», – заключает Ада Шимон.
Мариана КОЛУН