Впервые за более чем два с половиной года с начала российского вторжения в Украину колесо перевернулось – украинские войска вошли на российскую территорию и заняли почти 100 населенных пунктов. И это первый случай после Второй мировой войны, когда произошло вторжение в Россию. Оккупация украинцами Курской области – это важнейшее военное событие августа.
Более 130 тысяч россиян были вынуждены бежать или эвакуироваться. И это несмотря на то, что вначале российские СМИ заявляли, что ситуация под контролем. Сейчас кремлевская пропаганда пытается убедить людей, что Украина – атакующая страна, и доказательством, по словам Кремля, является Курская область. Но война началась не 6 августа 2024 года, а 24 февраля 2022 года, когда российская армия вторглась в Украину с восьми сторон, пытаясь взять Киев. Она была уверена, что «специальная операция» продлится не более трех дней.
Эти три дня обернулись более чем двумя годами резни украинского населения российскими агрессорами. Украина, защищаясь, была вынуждена принять меры, которые местами могут быть схожи с действиями нападающих, например оккупация территории противника. Граница защищалась плохо, в основном молодыми солдатами-призывниками. Часть из них сдалась или покинула свои позиции, а другие погибли.
Любопытно, что до недавнего времени российские чиновники во главе с Путиным говорили, что призывников (которым обычно от 18 до 20 лет) не будут отправлять на войну. Однако сегодня мы видим, что ситуация приняла новый оборот – военные все чаще поддерживают идею отправлять призывников на передовую. Их родители, конечно, волнуются, обращаются за помощью к различным НПО, а те, чьи дети уже в Курске и с которыми они потеряли связь, даже обращаются к украинским властям в надежде узнать их судьбу. При этом «враг» оказывается более расположенным, чем «близкие», чтобы протянуть руку помощи. Но что делает остальное население России? Молчит! По их мнению, «молчание – золото». Так можно не привлекать к себе внимание, а в современной России «привлечение внимания» часто приводит к задержанию, задержание – к мобилизации, а мобилизация – к гибели или в лучшем случае к плену.
Поэтому люди предпочитают молчать, а не задаваться вопросами вроде: Почему их страна напала на соседнюю? Почему никто не выступает против Путина? Почему принятие решений остается за олигархами? Почему страна, добывающая газ, продает его по дорогой цене собственным гражданам? Почему государство с богатыми ресурсами живет в нищете?
По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), за чертой бедности живет лишь 9,3% населения России. А манипуляция статистикой Росстата – дело известное. Даже сейчас в своих расчетах на 2023 год служба исходила из стоимости минимальной потребительской корзины на 4-й квартал 2020 года. Но ведь за три года все изменилось, в том числе цены. Пока российские чиновники на бумаге пытаются представить радующую статистику сокращения количества бедных в стране, реальность показал Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. В этом учреждении подсчитали долю населения России, которая вынуждена выбирать между покупкой еды и покупкой одежды и обуви. Причина в том, что у них недостаточно средств. Так, в 2023 году число этих людей составило 33%, а значит каждому третьему человеку в России приходится делать такой выбор.
Но люди все равно молчат. Они предпочитают жить в нищете, ограбленные собственной страной, управляемые тираном, а не бороться. Иначе им пришлось бы выйти из «зоны комфорта», которая давно уже не комфортна, но зато стабильна, а стабильность – это своего рода паразитическая привычка. Лучше жить в бедности, чем задавать вопросы. Удобнее сказать, что ты ничего не знаешь, и оставаться в этом «пузыре комфорта», который сужается с каждым днем и душит, чем начать думать. Тем не менее, украинцы вытащили из этого «пузыря» сначала жителей Белгорода, а теперь и жителей Курска. Остальные россияне (ну, большинство) продолжают оставаться безразличными не только к судьбе братьев-соседей, но и к судьбе своих сограждан, предпочитая держать глаза закрытыми.
Закрыты глаза и у наших граждан, которые все еще жаждут коммунизма и уже более 30 лет не могут выйти из так называемой «зоны тоски». И это несмотря на то, что то время закрыло им путь к профессиональному росту, к свободе мысли и слова, заставив их застрять в этом пузыре.
Парадокс в том, что среди ностальгирующих по СССР есть и молодежь, у которой нет ни малейшего представления о том периоде. Им «ностальгия» передалась с молоком матери. Они не знают истории, не знают фактов и даже не задают вопросов, потому что это заставило бы их информироваться, а поиcк информации требует усилий и это вновь вынуждает вас выйти из зоны комфорта.
Тем временем война на границе превращается в обыденность. Люди перестали спрашивать, кто/ что может положить конец этим зверствам, а война рискует превратиться в «пузырь комфорта»… наполненный кровью. Кто или что могло бы заставить лопнуть этот «пузырь»? Неужели должен раздаться взрыв у двери каждого «дремлющего»?
Ольга БУЛАТ