19-летняя молодая женщина на седьмом месяце беременности по имени Анна-Мария пропала 12 апреля в Оргееве после того, как села в машину, которая уехала в неизвестном направлении. Ее поисками несколько дней занимались сотни полицейских и добровольцев. Бездыханное тело молодой женщины нашли в поле с явными следами насилия. В качестве главного подозреваемого был задержан бывший полицейский. Он не признает своей вины. А общество требует справедливости для Анны-Марии.
Она села в машину и не вернулась домой
Анна-Мария училась в Оргеевском педагогическом колледже и давала частные уроки детям. В вечер своего исчезновения она возвращалась после урока и, чтобы добраться до общежития, где она жила, молодая женщина позвонила своему парню, чтобы тот забрал ее на машине. В СМИ появилась информация, что его парень якобы сказал ей, что он прислал на машине друга. Но когда друг приехал, он не нашел ее на остановке. На кадрах, опубликованных в СМИ, видно, как Анна-Мария садится в машину.
О пропаже девушки сообщили 16 апреля. Сначала были найдены автомобиль, в который села женщина, и водитель. Водителем оказался бывший полицейский из села Кицканий Векь Теленештского района по имени Георгий Которобай, которому 45 лет. 16 апреля его задержали, а затем поместили под стражу на 30 суток.
20 апреля тело девушки было обнаружено на участке земли неподалеку от этого населенного пункта, в 21 км от дома Георгия Которобай. Согласно заявлению Генпрокуратуры, он не признает своей вины и не сотрудничает со следственным органом. Также 20 апреля прокуратура Оргеевского района возбудила уголовное дело по факту умышленного убийства беременной женщины.
Случай Анны-Марии потряс все общество. Ziarul de Gardă раскрыла подробности о главном подозреваемом по делу об убийстве, а также об его семье.
Безжизненное тело со следами пыток
ZdG удалось выяснить предварительную причину смерти 19-летней Анны-Марии – открытая черепно-мозговая травма. Источники ZdG сообщили, что на теле беременной женщины были обнаружены следы пыток. Молодую женщину несколько раз ударили твердым тупым предметом. Также на теле женщины были обнаружены следы попытки удушения и множественные ожоги от сигарет на руках. На левой руке были следы от уколов шприцем. К тому же, молодая женщина подверглась сексуальному насилию.
Прокуратура сообщила, что назначила биологическую экспертизу одежды женщины, химическую экспертизу почвы с места, где обнаружили тело, и почвы на поверхности обуви пострадавшей и подозреваемого в убийстве.
Кто главный подозреваемый
Георгий Которобай, главный подозреваемый в убийстве Анны-Марии, раньше был полицейским. По данным источников ZdG, в тот вечер, когда пропала 19-летняя женщина, мужчина въехал в Негурень через 45 минут после выезда из Оргеева, хотя дорога занимает максимум 25-30 минут. Кроме того, Которобай несколько часов запрещал полицейским заходить к нему во двор, пока ему не предъявили ордер на обыск.
По данным источников ZdG, Георгий Которобай работал в органах полиции с 1997 по 2002 год, а затем ушел в отставку с должности начальника участка в Кицканах. В 1995-1997 гг. он учился в Кишиневском полицейском колледже им. Дмитрия Кантемира.
«Его направили в Теленештский инспекторат полиции, а затем – в село Кицканий Векь, к нам, где он некоторое время работал начальником участка. Потом он с женой уехал в Италию», – сообщил сотрудникам ZdG Александр Тэбурчану, мэр населенного пункта Кицканий Векь.
Сотрудник колонии и владелец нескольких сельскохозяйственных участков
В 2020-2021 годах Георгий Которобай работал в колонии для несовершеннолетних в Гояне, занимая должность помощника начальника группы в отделе безопасности и пенитенциарного режима. В своей последней декларации об имуществе, поданной в марте 2022 года, он не указал ни дома, ни автомобиля, но отметил, что продал машину за 2000 евро. Которобай является землевладельцем согласно своей декларации об имуществе, и он вписал туда не менее 35 земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые он либо купил, либо получил в подарок, либо получил по решению суда.
Ему принадлежит сельскохозяйственное предприятие «ООО G.N.V. Cotorobai», зарегистрированное в 2011 году в его родном селе Сухулучень Теленештского района. В 2024 году Теленештский филиал Оргеевского суда вынес решение о взыскании с Георгея Которобай суммы 173 822 лея в пользу АО «КБ Moldova-Agroindbank» в качестве долга, а также государственного налога в размере 5 214 леев.
У бывшего полицейского двое детей, и он развелся в 2020 году. Его бывшая жена живет за границей, а в беседах с ZdG некоторые источники утверждали, что Георгий Которобай бил ее. В последние годы мужчина жил в селе и вел изолированный образ жизни.
«В последнее время он вел более уединенный образ жизни и выходил только в соседний бар… Пьяным я его не видел – может быть он выпивал бокал вина, не знаю… Жители села злились на него за то, что у него есть собака, и он не привязывает ее», – рассказал сотрудникам ZdG мэр села Кицканий Векь. Источники ZdG сообщают, что мужчина все же вел себя агрессивно.
Согласно RISE Moldova, в доме Которобая в Кицканий Векь временно проживала семья с 10-летней девочкой. Согласно решению суда, на тот момент ребенок неоднократно подвергался сексуальному насилию со стороны тестя Которобая. Это дело дошло до суда, однако уголовный процесс был прерван «из-за смерти подсудимого», то есть тестя Которобая, как отмечает цитируемый источник.
Без адвоката
ZdG выяснила, что Ион Стегэреску, адвокат Георгия Которобай на момент задержания, больше не представляет его интересы. По запросу ZdG адвокат Ион Стегэреску заявил, что люди, нанявшие его для оказания юридических услуг главному подозреваемому в совершении преступления, расторгли с ним договор в понедельник, 22 апреля.
Адвокат заявил, что общество оказывало давление на него и его семью после того, как он согласился предоставить юридическую помощь Георгию Которобай. «СМИ должны воздерживаться от этих психологических нападок на адвоката, потому что он на работе, как и любой другой человек. Адвокат выполняет свои обязанности по закону. Раз люди нападали на меня безосновательно и незаконно, государству лишь остается искать другого адвоката. Мы не хотим помешать следственному органу раскрыть преступление, и это его задача, а мы как наблюдатели за делом и уголовным процессом, следим, чтобы человека не били, не пытали. А здесь наоборот – меня и мою семью посчитали преступниками», – пояснил адвокат для ZdG.
Брат подозреваемого обвиняется в убийстве 10-месячного ребенка
По одной из версий полиции, брат Георгия Которобай Алексей Которобай, живущий в Оргееве, знал Анну-Марию.
Кроме того, Алексея Которобай обвиняли в том, что 14 лет назад он убил 10-месячного ребенка, однако дело было закрыто. Мать ребенка, которая тогда была несовершеннолетней, была осуждена за смерть ребенка.
Мать молодой женщины, то есть бабушка погибшего младенца, рассказала Ziarul de Gardă, что на самом деле именно Алексей Которобай убил ребенка. Она сказала, что ей и ее дочери угрожала его семья, и из страха они сбежали из Молдовы.
Ziarul de Gardă поговорила с матерью молодой женщины и некоторыми жителями села Сухулучень. Мы также ознакомились с решением, вынесенным судьей Теленештского суда Василием Стихи, который покинул систему в 2020 году. Василий Стэвилэ, прокурор, который вел это дело, также подал в отставку в 2015 году.
Мать ребенка признана виновной
Причиной смерти ребенка, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, приведенному в приговоре, мог стать синдром тряски младенца, а травмы были нанесены «в результате его тряски неизвестными лицами».
Мать ребенка признана виновной в том, что «заведомо оставила без помощи человека, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности спастись». Но молодую женщину освободили от уголовной ответственности с учетом того, что она была несовершеннолетней и впервые совершила, как сказано в приговоре, «легкое преступление или преступление небольшой тяжести». Поэтому ее привлекли к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 условных единиц и освободили из-под стражи.
В ходе рассмотрения дела в суде она «заключила соглашение о признании вины» и призналась, что «искренне раскаивается в содеянном», говорится в приговоре.
«Они сказали, что если она не напишет то, что он говорит, то они „уберут” всех наших родственников»
Мать молодой женщины Клаудия Кочиер рассказала Ziarul de Gardă, что Алексей Которобай заставил ее дочь признать вину и угрожал ей. Она попросила не разглашать имя ее дочери.
«Она была вынуждена это сделать, потому что он заставил. Он, его мать, его брат. Они сказали, что если она не напишет то, что он говорит, то они „уберут” всех наших родственников. Они сказали, что мы, вся наша семья, окажемся на кладбище. Нам угрожали и за нами следили все время. Я боялась спать в доме», – рассказала женщина. Сейчас они обе не живут в Молдове.
«Она обнаружила своего ребенка на полу, на спине, с головой набок и закрытыми глазами»
Более того, в ходе расследования уголовного дела, согласно некоторым документам, с которыми ознакомилась ZdG, молодая мать заявила, что 10 февраля 2010 года Алексей Которобай пришел к ней домой, где был ее 10-месячный ребенок. Которобай был в состоянии алкогольного опьянения, начал на нее нападать и хотел принудить ее заняться сексом. Так как ребенок начал плакать, мужчина схватил его за голову и «крикнул ей, чтобы она вышла из дома, угрожая убить ее». Молодая женщина вышла и услышала шум, а когда она вернулась, «она обнаружила своего ребенка на полу, на спине, с головой набок и закрытыми глазами». Женщина заплакала, а Алексей Которобай сказал ей: «Не реви». Затем он выхватывал ребенка у нее из рук и положил его в пластиковую емкость на кухне. Он силой вывел молодую женщину из дома, запер дверь, затолкал ее в свою машину и отвез в бар. А позже, в течение пяти дней Которобай держал девушку в заложниках, отобрал у нее мобильный телефон и угрожал ножом.
«Я часто молилась, чтобы все это обнаружилось»
«Он пришел пьяный, забрал ребенка из ее рук и бросил его. Он поиздевался над моей дочерью. Дочери было 17 лет, когда это произошло. После этого он забрал ее, увез и держал в подвале», – рассказала сотрудникам ZdG Клаудия Кочиер, мать молодой женщины, у которой умер ребенок.
По словам женщины, семья Которобай заплатила, чтобы Алексея не привлекли к ответственности за убийство ее внука.
«Я часто молилась, чтобы все это обнаружилось. Все можно было раскрыть тогда. Они дали деньги, и полиция все скрыла. Почему скрыла? Из-за того, что у них были деньги? А я была бедной, и у меня не было денег. Если у тебя есть деньги, ты умный, а если у тебя нет денег, ты глупый. Они смеялись и ездили на своих машинах, а его мать постоянно меня ругала, потому что я обвиняла ее сына», – сказала женщина.
«Прошло много лет, и я даже вспоминать об этом не хочу. Сейчас он бы был большим мальчиком. Что этот ребенок сделал не так? И что моя девочка сделала не так? Он поиздевался над ней, как над собакой. Ребенок еще даже слово „мама” не произнес. Ему было 10 месяцев. Малыш был болен, но умер не из-за своей болезни, а от рук бандита. Мы были с ним в больнице, потому что у него была дыра в сердце. Но малыш умер не своей смертью», – сказала женщина в слезах.
Клаудия Кочиер также заявила, что после вынесения приговора семья заплатила штраф и ее дочь отпустили.
Алексей Которобай – свидетель на суде
Алексей Которобай выступил свидетелем в этом деле. На стадии обвинения он заявил, что никогда не был в доме молодой женщины, даже 10 февраля 2010 года. Он также сказал, что знал о том, что у женщины есть ребенок, но никогда не видел его вживую, только через мобильный телефон. По его словам, 10 февраля 2010 года он позвал девушку в бар, и она пришла сама. Позже он отвез ее на машине в дом ее бабушки и дедушки в соседний населенный пункт. Он также заявил, что потом позвонил ей и спросил, где ее ребенок, а она сказала, что он с ее матерью в другом районе.
Кандидат от Партии «Шанс»
Ziarul de Gardă ранее сообщала, что брат главного подозреваемого по делу о смерти 19-летней молодой женщины из Оргеева Алексей Которобай баллотировался на должность мэра села Рэдень Кэлэрашского района от Партии «Шанс», связанной с Шором, на всеобщих местных выборах 5 ноября 2023 года. Он был исключен из избирательной гонки, как и все кандидаты от этого политформирования.
Осужден за хулиганство – он бил детей и угрожал им
Также в апреле 2019 года Теленештский филиал Оргеевского суда приговорил Алексея Которобай к трем годам лишения свободы за хулиганство с условной отсрочкой исполнения наказания в виде двухлетнего испытательного срока. Позже Кишиневская апелляционная палата оставила приговор в силе без изменений, а адвокаты Которобая подали апелляцию в Высшую судебную палату. Однако магистраты ВСП признали апелляцию «заведомо необоснованной».
В решении ВСП указано, что 2 августа 2016 года примерно в 01:00, находясь в состоянии алкогольного опьянения, на улице, в селе Сухулучень Теленештского района, «без причины, с хулиганскими намерениями, грубо нарушив общественный порядок, социальные и моральные правила совместного существования, с особой наглостью, в присутствии нескольких человек он обзывал нецензурными словами четверых детей». Он «заставил их встать перед собой на колени с руками за головой и угрожал, что положит их в багажник своей машины». Одного из детей он ударил кулаком по лицу и коленом в живот, а троим другим детям дал пощечину и ударил их по голове.
Мы пытались связаться с Алексеем Которобай, но его мобильный телефон был отключен, и на сообщения редакции он не ответил. Ziarul de Gardă соблюдает презумпцию невиновности и дает ему право на ответ, если он захочет оставить комментарий.
Справедливость для Анны-Марии
Анну-Марию похоронили 23 апреля в ее родном селе Суслень Оргеевского района. Проститься с молодой женщиной, которую проводили в последний путь, пришли десятки людей, сообщает TV8. Вечером 22 апреля группа местных жителей из села Кицканий Векь, где проживает главный подозреваемый Георгий Которобай, выложила имя девочки десятками зажженных свечей.
Вечером во вторник, 23 апреля, десятки людей собрались в центре Кишинева на демонстрацию, на которой требовали «справедливости для Анны-Марии».
«Анна-Мария кричала и просила о помощи, но ее никто не услышал. Ей, как и любому из нас, был знаком страх, с которым идешь вечером домой, и на ее месте мог оказаться любой из нас из любого села или города. Мы не имеем права молчать, не обращать внимания, игнорировать это или думать, что это последний случай и такого больше не повторится», – говорится в сообщении Национальной коалиции «Жизнь без насилия», организовавшей демонстрацию.
Наталья ЗАХАРЕСКУ
Pingback: После расследования ZdG Генпрокуратура расследует причастность Алексея Которобая к смерти 10-месячного ребенка | Ziarul de Gardă RUS