Действующий президент Российской Федерации Владимир Путин останется в кремлевском кресле еще на шесть лет. По итогам «выборов», состоявшихся 15-17 марта, за него проголосовали более 87% избирателей. Два года назад на границе Республики Молдова Путин развязал войну, и напряженность между Москвой и Кишиневом растет. Как начало пятого президентского срока Путина прямо и/или косвенно повлияет на Молдову с социально-экономической и политической точки зрения?
Анжела Грэмадэ, председатель Ассоциации Experts for Security and Global Affairs
Кишиневские власти должны отнестись с большой ответственностью к этим выборам. Теперь у Владимира Путина есть подтверждение «голосами», что он может продолжать то, что начал еще в 2014 году, аннексировав Крым. Путин может говорить в официальных заявлениях, что это внутренние и внешние дела Республики Молдова, которая слишком мала, чтобы стоить усилий, но реальность другая.
Самый большой риск заключается в подрыве усилий, которые Республика Молдова и ее граждане прилагают для европейской интеграции. Если мы отступим от этого, то дадим Москве возможность взять под контроль процесс принятия решений. И тогда не будет необходимости в финансовых, политических или военных вложениях со стороны России, чтобы остановить демократическое развитие Республики Молдова.
Ион Маноле, исполнительный директор Ассоциации Promo-LEX
После этих выборов ясно одно: мы не можем ожидать положительного развития отношений между Республикой Молдова и Российской Федерацией. Риторика, которую мы наблюдаем в последнее время в отношении властей Республики Молдова, не носит дружественного или дипломатического характера. Тем более власти Кишинева осуждают агрессию РФ против Украины. В этом контексте очевидно, что все зависит от войны в соседней стране.
Кремль будет пытаться каждый раз и при любой возможности создавать проблемы Молдове через внутренних игроков в стране, их финансирование и дезинформацию.
Война продолжится, но Молдова по-прежнему способна обеспечить соблюдение социально-экономических прав украинских беженцев. Она справилась с большим количеством беженцев в начале войны, и сейчас у нас их умеренное количество. Многие уехали. Однако из-за достаточно большого количества избирателей с российским гражданством, которые голосовали на выборах 17 марта, наверное даже украинцы больше не чувствуют себя в безопасности, и в Республике Молдова мало кто останется.
Екатерина Мардарович, Женский клуб 50×50
Никогда и нигде еще не было более предсказуемых выборов. Мы не знаем, какой дьявольский план имеет путинская Россия в отношении Республики Молдова. Я думаю, что мы его меньше интересуем, и все зависит от того, что будет происходить в Украине. Я бы сосредоточила внимание на числе тех, кто вышел голосовать на левом берегу Днестра – их было гораздо меньше, чем когда-либо прежде. Это сигнал и для россиян. Они получили там все, что могли, даже несмотря на всю пропаганду, манипуляцию и средства, которые они направили в регион, забрав деньги у голодающих россиян для этого «дела». Большая часть жителей региона, у которых есть российское гражданство, осознала, что их место не в России с таким президентом, как Путин.
Здесь они продолжат держать нас в тревоге, манипулировать и запугивать, и их оружием для Республики Молдова будет дезинформация и поддержка пропутинских партий посредством массового вливания денег.
Виорел Киврига, экономический эксперт
Ситуация остается неопределенной по поводу присутствия молдавской продукции на рынке Российской Федерации, а также в других странах Содружества Независимых Государств (СНГ). Если говорить о поставках энергоресурсов, Молдова стала более независимой от каких-то уникальных поставщиков, и это сделало нас менее уязвимыми. У России осталось меньше возможностей для прямого шантажа. Я не вижу сотрудничества между экономическими агентами внутри страны и из СНГ. Были большие возможности, но они были упущены в течение последнего десятилетия, и не из-за Молдовы, а из-за РФ.
Особая поддержка определенного региона страны, как АТО Гагаузия, не очень возможна. Прежде всего, логики двусторонних отношений в данном случае нет. Отношения строятся между странами, а не между странами и какими-то регионами. Посредством таких действий разрушаются межгосударственные отношения. С другой стороны, и Гагаузия, и левый берег Днестра получили лишь советы, а не поддержку и помощь, именно для дестабилизации ситуации. То же самое произошло, когда были остановлены перевозки в Российскую Федерацию.
Республика Молдова сделала все возможное, чтобы поддержать украинскую сторону и особенно людей, которые обрели убежище в нашей стране или проехали через нее транзитом. Для маленькой страны это дружеский жест, как и должно быть. И многие украинцы, приехавшие в Молдову, уже занимаются тем, что делали в Украине до войны. Создаются предприятия и связи, которые дадут очень хорошие результаты в период восстановления Украины.
Для подтверждения, Феличия ГАНЕВ