Спустя два года войны в Украине, Дмитрий Лекарцев, председатель Национального конгресса украинцев Республики Молдова, рассказал в интервью газете Ziarul de Gardă о том, как украинским беженцам помогали в Молдове и как они интегрировались в общество. Он также рассказал о случаях разжигания ненависти в отношении украинских беженцев и о политиках, которые четко не высказались по поводу войны.
— Мы разговариваем, когда прошло уже два года с тех пор, как Россия развязала войну в Украине. В первую очередь, хочу Вас спросить, ожидали ли Вы, что эта война затянется на два года? И пока неизвестно, как долго она продлится.
— К сожалению, война началась в Украине еще в 2014 году. И все понимали, что рано или поздно может случиться что-то еще более серьезное. Но никто этого не ожидал и не хотел верить. И с 2022 года мы живем в этой ужасной трагедии, включая Молдову, принимающую большое количество беженцев, которой никогда не приходилось сталкиваться с чем-то подобным. Эта маленькая страна слышала о кризисе беженцев только из новостей. Нам пришлось столкнуться с этими суровыми реалиями. К сожалению, из-за этой агрессии в нашей стране сейчас проживают 116 тысяч беженцев из Украины.
— Но здесь проезжали многие украинские беженцы, направляющиеся в другие страны.
— Да. С 2022 года транзитом нашу границу пересекли около миллиона граждан Украины, которые затем отправились в другие страны. Однако сейчас в нашей стране остаются 116 тысяч граждан Украины.
— Говорили, что это самое большое количество беженцев по соотношению с количеством жителей страны.
— Да. Это действительно так. Мы маленькая страна, принявшая наибольшее количество беженцев по сравнению с численностью населения. И поэтому мы заслужили название «маленькая страна с большим сердцем» – Молдова и весь народ Республики Молдова.
— Как прошли эти два года лично для Вас? Вы житель этой страны, Вы здесь родились, Вы гражданин Республики Молдова, но этнический украинец. Как Вы лично себя чувствовали?
— Эти два года, конечно, коренным образом изменили мою жизнь, потому что с момента начала войны, как и все граждане Молдовы, независимо от национальности, вероисповедания и политических взглядов, мы объединились, чтобы помочь, поддержать наших друзей, наших соседей из Украины, тех, кто приехал сюда и нуждался в помощи.
27 февраля мы открыли Центр временного размещения или Центр поддержки беженцев из Украины, который работал до этого месяца (февраль 2024 года, прим.ред.), то есть два года. Наша организация оказывала помощь, как и другие наши коллеги, при поиске жилья, а также в виде горячих обедов, гуманитарной помощи, медицинской помощи, средств гигиены и всего необходимого. И, к сожалению, мы все думали, что это ненадолго, что это продлится месяц-два. Но история растянулась как минимум на два года, и мы два года работаем в гуманитарном секторе, помогая беженцам интегрироваться в Республике Молдова, или предлагаем им юридическую помощь и все необходимое для жизни в нашей стране.
— С какими проблемами сталкиваются беженцы в Республике Молдова?
— Я хотел бы начать со следующего: несмотря на все трудности, несмотря на то, что Республика Молдова не была готова и не знала, что делать, организованно работая с различными организациями, при партнерстве с УВКБ ООН мы смогли построить систему оказания помощи, начиная с создания Кризисного центра для беженцев и заканчивая введением статуса временной защиты, что позволяет регулировать отношения между прибывшими сюда беженцами и государством. Этот статус в настоящее время позволяет им устраиваться на работу, получать доступ к медицинским услугам, а их детям – получать доступ к системе образования. Кроме того, мы получаем финансовую помощь от международных партнеров, от УВКБ ООН. Получить помощь может каждый беженец из Украины, имеющий статус временной защиты. Кроме того, есть множество других программ.
Многое зависит от самих беженцев, потому что, приезжая сюда, некоторые думали, что пробудут здесь месяц, максимум два, и оставаться здесь никто не планировал. Осознание того, что им необходимо интегрироваться в наше общество, у некоторых появилось лишь спустя более года. И сейчас многие коллеги из различных организаций работают над программами, направленными на интеграцию этих людей. Что касается проблем, с которыми они сталкиваются, их сложно систематизировать.
— В целом принимает ли украинских беженцев общество Молдовы?
— Да, конечно. Повторюсь, я никогда в жизни не видел столь сплоченного народа, как молдавский народ, который принял этих людей без чьей-либо просьбы, только из желания помочь и поддержать. Мы все были добровольцами, все ездили на своих машинах, забирали этих людей, принимали их в своих домах, делились с ними своими вещами, и это достойно уважения. Поэтому повторюсь: к ним хорошо относятся в нашем обществе.
Дети украинцев и наши дети учатся в одних школах, посещают одни и те же детские сады. Люди работают вместе. Их полностью принимают в нашем обществе. Да, не без исключений. Но я думаю, что это спровоцированные случаи. Бывает.
— Недавно я видела, что полиция сообщила о ситуации в Вулкэнештах, где были подожжены машины. На дверях и стенах центров, где живут украинские беженцы, было написано слово «Вон».
— И не только. Были случаи и в других районах. В начале 2022 года, в начале войны, после того, как наше общество так тепло приняло беженцев из Украины, мы видели спровоцированные случаи, гибридные информационные атаки, призванные настроить наше общество против беженцев, вызвать конфликты между нашими общинами.
Мы благодарны журналистам, которые начали разъяснять эти ситуации, откуда появились эти видео в TikTok и в различных социальных сетях. Ситуация прояснилась, и стало известно, что эти случаи были инсценированы, чтобы ухудшить отношения между украинцами и молдаванами.
— Вы считаете ситуацию в Вулкэнештах спровоцированной? Кем?
— Я не могу сказать, ведь я не знаю. Но даже если это и не спровоцированные действия, то их, во-первых, совершил человек без особого ума. Во-вторых, это исключительный случай, который мне трудно оценить. Полиция лучше его оценит.
— Как изменились отношения, динамика между обществами двух стран – Украины и Республики Молдова – после начала войны и после волны беженцев?
— На самом деле многое изменилось. Даже если говорить о гражданах Украины, они знали, что Молдова существует, но не знали, какие здесь люди. Многие мне говорили, что не знали, что жители Молдовы настолько гостеприимны и доброжелательны.
Эти два года радикально изменили ситуацию между двумя странами, между двумя народами, между гражданским обществом, между политиками. Отношения очень укрепились. Начались многие совместные проекты, гуманитарное сотрудничество журналистов и даже политиков, потому что существует интенсивная взаимная поддержка, связанная с общим вектором европейской интеграции, с общими угрозами для наших стран. На самом деле такого активного сотрудничества у нас еще никогда не было. Есть положительная динамика, все больше украинских предприятий начали переезжать сюда, работать здесь. В любом случае динамика положительная. Надеюсь, война закончится, но эти связи останутся.
— Почему беженцы, находящиеся в Республике Молдова, предпочли остаться здесь, а не поехать в более развитые страны, в Европу?
— Есть несколько причин. Во-первых, это ближайшая страна. Большинство приезжающих – с юго-востока Украины, и поэтому они едут к нам в первую очередь. Здесь они знакомы с языковой средой, потому что говорят по-русски. Им не нужно знать иностранный язык, чтобы их понимали в обществе или в магазине. Здесь проживает много украинцев, и они могут учиться в школах на родном языке. И все они надеются, что скоро война закончится и они смогут вернуться. А когда появится возможность вернуться, они будут недалеко. К тому же, есть родственные связи, и люди до сих пор ездят в Украину и возвращаются.
Я вам должен сказать, что примерно 70% украинцев никогда не покидали Украину. И ехать дальше, за пределы Молдовы, в другую страну, где они не знают языка и придется начинать с нуля, очень сложно и страшно. Поэтому для них Республика Молдова остается страной, которая их приняла и хорошо к ним относится. Именно поэтому у нас 116 тысяч граждан Украины.
— Какие программы для беженцев у Вас есть в этом году, чтобы лучше интегрировать их в общество?
— Наша организация – Национальный конгресс украинцев Молдовы – в этом году работает по нескольким направлениям для социальной интеграции украинских беженцев. Одна из задач – информирование матерей с детьми о возможности получения пособий, о доступе к медицинским услугам, к образованию. При гимназии им. Шевченко мы откроем образовательный центр «Дивосвіт» для детей дошкольного возраста, где будут проводиться занятия для подготовки к школе и развития этих детей. Мы открыли Украинский дом в Кишиневе. В этом месте собирается как украинская община, так и украинские беженцы. Там проводятся различные программы, например уроки кулинарии, тренинги и культурные мероприятия.
Кроме того, уже второй год мы реализуем программу, которая помогает беженцам из Украины трудоустроиться. Хочу отметить, что в Республике Молдова есть рабочие места. Молдове нужны специалисты в различных областях, и мы стараемся помочь всем беженцам найти работу. Мы помогаем им составить резюме, общаемся с работодателями, знакомимся с ними, следим за каждым случаем. Кроме того, у нас есть различные культурные программы, которые объединяют беженцев из Украины и украинцев из местной общины.
— Я хочу Вас спросить, как Вы воспринимаете тот факт, что некоторые политики Молдовы четко не высказались относительно войны в Украине, не осудили эту агрессию. Как Вы на это смотрите? И есть ли у общины украинцев мнение по этому поводу?
— Политики, которые не высказывают четко свою позицию относительно войны в Украине, лишь молча сочувствуют агрессорам, которые начали эту войну. Что касается войны, если ты политик, ты должен сделать четкое заявление: ты за или против. Выражения вроде «не все однозначно» не принимаются. Агрессия, начавшаяся в 2022 году, не может быть оправдана. Если ты политик, ты должен показать обществу, какова твоя позиция: ты либо за, либо против. Очень печально, что в нашей стране у некоторых политиков другие позиции, пусть и негласные, и они поддерживают агрессию.
Это печально, потому что в ближайшие годы у нас будут выборы. Жаль, что наше общество подвергается этой манипуляции со стороны политиков, ведь почти у каждого из нас есть друзья или родственники в Украине. Невозможно не знать правды, не знать, что там происходит. И как после этого вы еще можете поддерживать войну? Войне не может быть оправдания.
— Если Путин исчезнет, война прекратится?
— Я думаю, да. Я считаю, что если Путин исчезнет, война прекратится. Я уверен, что на самом деле эта война в России тоже не всем нравится. Многим представителям российской элиты эта война не нравится. Но путинский режим не позволяет людям выражать свою точку зрения. Мы видим, как он относится к оппонентам и к людям, которые просто пишут или выкладывают фотографии в социальных сетях. Мы видим, что люди не могут протестовать, чтобы выразить свою точку зрения. Поэтому я уверен, что многим это не нравится, и многие хотели бы перемен. И, вероятно, существование Путина не позволяет этим изменениям произойти. Мое личное мнение таково: да, война закончилась бы. Был бы найден механизм, который позволил бы положить всему конец.
— А виноват ли в этой войне русский народ? В том, что не возражает?
— Я думаю, что виноваты, в первую очередь, политики, решившие начать эту войну. Я уверен, что даже среди россиян есть много людей, вынужденных идти на войну и не желающих воевать. Поэтому сегодня в Украине действует специальная программа, призывающая российских солдат отказаться от войны и сдаться. Эти программы помогают им избежать смерти или наказания за военные преступления. Не все люди поддерживают эту войну. И если в начале войны была массовая истерия, то после того, как сотни тысяч солдат стали возвращаться домой в черных мешках, эта истерия прошла. Матери и жены плачут. Они потеряли своих сыновей, мужей, братьев. И я уверен, что многие, особенно матери, осуждают эту войну и не хотят отправлять туда своих сыновей.
— Зеленский – подходящий президент для Украины, когда там война?
— Зеленский – уникальная личность, и он единственный в мире, кто открыто выступил против Путина и уже два года руководит Украиной и борется за Украину. Это, безусловно, уникальная личность и человек, вошедший в историю. И да, это достойная личность, которая сегодня может возглавлять Украину. Мы знаем, что в начале войны ему предлагали покинуть страну и бросить все, но он этого не сделал. И это вызывает уважение не только у нас, но и у всего мира. Поэтому он достойный президент, который смог выстоять и продолжает бороться за свою страну.
— Получила бы Республика Молдова статус страны-кандидата на вступление в Европейский союз, если бы не война в Украине? И я спрашиваю Вас об этом, поскольку Вы являетесь членом Национальной комиссии по европейской интеграции.
— Наша страна очень много трудилась, чтобы получить статус кандидата, и нам еще многое предстоит сделать. Получили бы мы статус кандидата? Трудно сказать. Но раз у нас появился этот шанс, мы должны его использовать, потому что это исторический шанс для нашей страны. Это единственный вектор для нашей страны, который поможет нам развиваться, расти. Из-за того, что происходит в Украине, так как Россия против этого вектора, мы понимаем, что этот и следующий год для нашей страны будут достаточно трудными. Нас ждут гибридные атаки, и будут различные акции протеста от пророссийских политиков, от подкупленных политиков и проплаченных людей.
Многие будут пытаться дестабилизировать страну. Следует понимать, что не важно, как мы получили этот статус, а важно, чтобы мы объединили наше общество, здоровое общество, которое думает о будущем детей, и попытались противостоять этим кризисам, которые обрушатся на нас в ближайшие два года. Это будет не просто, это будет сложно, потому что у нас нет таких ресурсов, какие могут себе позволить большие страны, чтобы предотвратить попытки дестабилизации, в том числе в информационном сегменте, – различные фейки. Но мы должны объединиться, все здоровое общество должно объединиться, чтобы выдержать и в то же время помочь нашему руководству, нашему президенту справиться и с гордостью двигаться вперед к Евросоюзу.
— Спасибо за эту беседу.
Беседу вела Наталья ЗАХАРЕСКУ