Уголовный процесс, по которому бывший заместитель главы Антикоррупционной прокуратуры Адриана Бецишор обвинялась в пассивной коррупции в особо крупных размерах и в злоупотреблении служебным положением, был прекращен в четверг, 15 февраля, на стадии предварительного слушания.
Решение было принято судьей Кишиневского суда сектора Буюканы Александру Негру в связи с наличием окончательного постановления прокурора по борьбе с коррупцией Лилианы Партоле от 5 сентября 2020 года об отказе от уголовного преследования и закрытии уголовного дела в связи с отсутствием факта преступления, предусмотренного статьей 324 УК РМ — «Пассивная коррупция», и отсутствием состава преступления, предусмотренного статьей 327 УК РМ — «Злоупотребление властью или служебным положением«.
Однако судья распорядился, чтобы обвинение во вмешательстве в отправление правосудия и в уголовное расследование было рассмотрено в рамках отдельного уголовного дела.
«Выделенное дело, касающееся обвинения Адрианы Бецишор в совершении преступления, предусмотренного ст. 303 ч. 3 Уголовного кодекса Республики Молдова, должно быть передано специалисту, ответственному за PIGD (интегрированная программа по управлению делами, — прим.ред.) для случайного распределения», — говорится в мотивировочной части решения, опубликованного 19 февраля.
На предварительном слушании адвокаты Адрианы Бецишор представили суду постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное 5 сентября 2020 года прокурором Антикоррупционной прокуратуры (АП) Лилианой Партоле по материалам уголовного дела 20199249038, в котором отказано в возбуждении уголовного дела в отношении предполагаемых действий прокуроров Адрианы Бецишор и Виталия Кэлугэряну, изложенных в заключении, и вынесено постановление о закрытии уголовного дела 20199249038.
«Также было представлено постановление об отказе в начале уголовного преследования, вынесенное 5 сентября 2020 года прокурором АП Лилианой Партоле по материалам уголовного процесса 1-401/pr19, в котором отказано в расследовании предполагаемых актов вмешательства в отправление правосудия со стороны Иона Плешки и было предписано закрыть уголовное дело 1-401pr/19.
Также было представлено заключение № 10-1585/2022, выданное 27 декабря 2022 года следственным судьей суда сектора Чеканы Романом Мазурец, в котором признаны жалобы, поданные в порядке ст. 313 УПК РМ представителем заявителя Адрианой Бецишор адвокатом Адрианой Ешану от 29 апреля 2021 года и 13 мая 2021 года, объединенные в одно производство, против приказа генерального прокурора Стояногло Александра от 4 марта 2021 года, которым было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 05. 09.2020 заместителем прокурора Антикоррупционной прокуратуры Лилианой Партоле, с возобновлением расследования по указанному вопросу, и против приказа генерального прокурора Александра Стояногло о возбуждении уголовного дела от 26 марта 2021 года по уголовному делу № 2021920013», — говорится в решении.
Таким образом, два постановления, вынесенные Стояногло, были ранее признаны следственным судьей недействительными, а все процессуальные акты и действия, совершенные по делу после 4 марта 2021 года, инициированные на основании недействительных постановлений, были признаны недействительными.
Прокуратура по борьбе с организованной преступностью и особым делам завершила уголовное преследование по этому делу и направила его в суд в сентябре 2021 года.
Как сообщила тогда Генеральная прокуратура, преступные действия были совершены в 2018 году, когда Адриана Бецишор, выступая в качестве прокурора, якобы потребовала от осужденного 50 тысяч евро. В обмен на эту сумму прокурор намеревалась переквалифицировать действия и снять обвинения по делу, которое на тот момент рассматривалось в Апелляционной палате Кишинева и по которому он был приговорен к 12 годам лишения свободы за попытку присвоения чужого имущества и отмывание денег, совершенные в особо крупных размерах.
«Сумма была передана прокурору в одном из заведений столицы сожительницей осужденного, и как следствие, прокурор сформулировала и представила в Апелляционной палате Кишинева устные утверждения, противоречащие ее собственной позиции, ранее заявленной в первой инстанции, и вопреки позиции прокурора, поддержавшего обвинение в Апелляционной палате Кишинева, отказавшись от первоначальных обвинений и ходатайствуя об освобождении осужденного из-под стражи. Эти обстоятельства были положены в основу решения апелляционной инстанции и позволили прокурору „выполнить“ свое обещание в обмен на затребованные деньги. На данный момент обвиняемая больше не работает в органах прокуратуры. Свою вину не признает. На данном этапе расследование находится на свободе», — говорилось тогда в сообщении прокуратуры.
Адриана Бецишор — бывший прокурор, которая вела несколько громких дел, например, о банковском мошенничестве, а также вела уголовное дело, по которому бывший премьер-министр Владимир Филат был приговорен к 9 годам лишения свободы после заявления Илана Шора.
Она была назначена на должность прокурора Антикоррупционной прокуратуры приказом генерального прокурора Валерия Зубко 14 июня 2011 года, а 6 августа 2019 года подала заявление об увольнении из прокуратуры по «личным причинам».
Бецишор не признала себя виновной и отвергла выдвинутые против нее обвинения. Ранее, отвечая на вопрос «ZdG», Адриана Бецишор заявила, что «люди со злым умыслом или люди под каким-то давлением прибегают к этой клевете и серьезным обвинениям в ее адрес». Тогда Бецишор заявила, что обвинения в «коррупционных действиях» против нее выдвинул человек, который ранее делал заявления против Вячеслава Платона по делу, связанному со страховой компанией Asito.
Обвинения, выдвинутые против Адрианы Бецишор по этому поводу, стали известны общественности летом 2019 года, когда бывший министр внутренних дел Андрей Нэстасе обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой возбудить против нее уголовное дело.
Тогда он заявил, что Бецишор причастна к снятию обвинений с Руслана Добоша в обмен на 50 000 евро. Представители Антикоррупционной прокуратуры тогда отвергли обвинения, прозвучавшие в публичном пространстве, и заявили, что ведомство «заинтересовано в срочном проведении внутреннего расследования, в ходе которого сможет предоставить все объяснения, необходимые для опровержения выдвинутых обвинений».
«В ходе судебного разбирательства прокурор Адриана Бецишор представила анализ доказательств, в котором подтвердила, что вина подсудимого Добош Руслана Владимировича в совершении преступлений, предусмотренных статьей 42 ч. 2, ч. (3), ст. 27, ст. 191 ч. 5 — исполнитель и организатор покушения на хищение чужого имущества в особо крупных размерах и ст. 42 ч. 2, п. 3, ст. 243 ч. 3 п. „б“ УК РМ — исполнитель и организатор отмывания денежных средств, совершенного в особо крупном размере, подчеркнув, что „независимо от того, кто является выгодоприобретателем, в личных ли интересах или в интересах третьих лиц, это не играет важной роли в уголовно-правовой конструкции, а то, что этими деньгами воспользовался кто-то другой, но такова была воля Добош Руслана, не свидетельствует об отклонении от квалификации, которая была дана изначально, а именно по ст. 191 ч. 5 УК РМ“, требует у суда первой инстанции:
Признать Добош Руслана Владимировича виновным (…), назначив ему наказание в виде лишения свободы сроком на 10 лет;
Признать Добош Руслана Владимировича виновным (…) с назначением наказания в виде лишения свободы сроком на 5 лет;
Окончательное наказание назначить по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных Добош Руслану Владимировичу наказаний в виде 15 лет лишения свободы;
Взыскать со счета Добош Руслана Владимировича на счет гражданского истца, страховой компании „Asito“, сумму финансовых средств, которыми ей был причинен ущерб, в размере 3 290 000», — говорится в обвинительном заключении.
Решением Кишиневского суда сектора Буюканы от 13 февраля 2017 года Руслан Добош был признан виновным и приговорен в соответствии с обвинением, составленным Адрианой Бецишор, к 12 годам лишения свободы с отбыванием наказания в пенитенциарном учреждении закрытого типа.
Приговор был обжалован в апелляционном порядке только Русланом Добош, его законность не подвергалась сомнению Адрианой Бецишор, «которая не использовала никаких средств апелляции в этом отношении, тем самым молчаливо признавая правовую природу этого решения суда».
Таким образом, в Апелляционной палате Кишинева Бецишор потребовала оправдать Добоша и вынести ему приговор только на основании ст. 196 ч. 4 УК РМ — причинение материального ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в особо крупном размере, что является менее тяжким преступлением.
Оксана РОШКА
Pingback: Разъяснения Прокуратуры по борьбе с оргпреступностью и особым делам относительно прекращения уголовного процесса в отношении бывшей замглавы АП | Ziarul de Gardă RUS