Вы замечали, сколько информационного мусора вокруг? Новости, перемешанные со слухами, факты, перемешанные с фейками, и зачастую, чем меньше в тексте ценности, тем более громко он звучит и тем ярче он оформлен. И тогда он привлекает внимание, хотите вы того или нет. Ну и что, мы ведь тоже развлекаемся, чего нам терять?
Время – это ограниченный ресурс, а Интернет безграничен. Вы когда-нибудь пробовали посчитать, сколько времени вы тратите каждый день, слушая или читая бесполезную информацию. Все берут телефон, чтобы посидеть в социальных сетях, или включают телевизор, переключая с одного канала на другой, переходя от одной информации к другой в поисках достоверных новостей, и так проходит час. Или два-три часа. Или целый субботний день. Или все выходные. Или даже несколько рабочих дней. Если сложить их, то это несколько недель или даже месяцев в году. А из многих месяцев информационного мусора получаются годы псевдоинформации.
Иногда я думаю, что из-за привычки постоянно сидеть в этих информационных грудах, если кто-то заберет у нас телефоны или телевизоры, у нас в жизни вдруг появятся лишние часы и дни, и мы не будем знать, что с ними делать. Ведь мы разучились жить без информационных загрязнителей.
Плюрализм мнений не подразумевает плюрализм фейков. Ладно, я журналистка и занимаюсь журналистикой десятки лет, и поэтому я не могу выступать за закрытие информационного пространства и тем более не могу согласиться на ограничение разнообразия источников информации и плюрализма мнений. Но подобно тому, как фермер будет заботиться о качестве овечьей брынзы, которая должна содержать только овечье молоко, а не пальмовое масло, пшеничную муку или что-то еще, или как пчелиный мед должен содержать мед, произведенный пчелами, без сиропа из сахарной свеклы, в журналистике есть настоящий продукт, созданный репортерами на основе правил. Однако некоторые редакции или медиапроекты не занимаются журналистикой, но делают вид, что занимаются журналистикой. Помните недавнее открытие о том, что в продающихся плациндах с творогом почти нет творога? Так и в Интернете – не во всем, что претендует на роль источника информации, есть журналистика.
Может ли мы стать экспертами во всех сферах? Как распознать, выбрать и узнать, что это реальная, достоверная информация или манипуляция? Первый шаг – решить, чего мы хотим. Если мы заболеваем, то мы обращаемся к хорошему врачу, а не к бухгалтеру или инфлюэнсеру. Если мы хотим понять, как поступать с налогами и деньгами, то мы обращаемся к хорошему бухгалтеру, а не к похитителю куриц, а если мы хотим выучить английский язык, мы обращаемся к владеющему английским, а не португальским. Но в наше время неграмотному человеку так легко написать на своей двери, что он говорит на 10 языках, посудомойщику – притвориться врачом-косметологом, а водителю маршрутки – прикинуться пилотом самолета. Чтобы понять, кто на самом деле настоящий специалист, нужно подключать критическое мышление, задавать вопросы, проводить маленькую или большую проверку. Когда мы платим за что-то, мы проверяем, чтобы приобретаемый товар/услуга были подлинными и настоящими. Но раз мы не покупаем новости, а получаем их бесплатно, мы не думаем, что их следует проверять.
Что делать, когда я вижу новость, которая меня интересует? Читать быстро или тратить время на то, чтобы выяснить, кто ее написал? Это как оказаться на празднике вина в центре Кишинева, где все наливают бесплатно, и хочется попробовать все и как можно больше. И вы думаете, что не важно узнать, от какого производителя вино, ведь вы пришли на праздник вина не читать этикетки, а бесплатно пить. Но вечером или на следующее утро у вас могут возникнуть вопросы, хотите вы того или нет: От чего мне плохо? От какого именно вина мне плохо? Какое из них было настоящим?
В журналистике тексты и видеоистории создаются репортерами. У репортеров есть фамилии и имена, и они работают в редакциях. У редакции должен быть главный редактор, адрес, номер телефона и редакторская команда. И она должна уметь объяснить, кто ее покровители и спонсоры. Читателям газет легко – название газеты и имена авторов несложно найти. В случае телеканалов тоже все не так сложно – у каналов есть названия, и в кадре появляются репортеры с именами. Можно хотя бы узнать, кто и на кого работает.
В Интернете же крайне сложно – многие крадут контент журналистов и выдают себя за редакции. Когда вы делитесь информацией или передаете ее дальше, хотя не знаете, кто ее написал, это равно тому, что передавать мусор от одного соседа другому или поощрять воровство. Так ваши соседи тоже будут передавать мусор в ваш двор или могут вовлечь вас в воровство. И мы будем наполнять себя информационным мусором, пока не перестанем слышать друг друга, и будем воровать друг у друга, пока не перестанем считать себя нормальными людьми.
Остерегайтесь редакций без людей, новостей без автора, не открывайте их и не поддерживайте воровство и фейки ни в журналистике, ни в медицине, ни в педагогике, ни в сельском хозяйстве. Время – ограниченный ресурс, и не стоит тратить жизнь на мусор.
Алина РАДУ