Насколько Молдова готова к началу переговоров о вступлении в Европейский Союз и что нужно сделать молдавским властям, чтобы сохранить необходимые темпы реформ и поддержку населения европейской идеи? Депутат Европарламента, вице-председатель группы Европейской народной партии (ЕНП), председатель Делегации Европарламента в Комитете Парламентской ассоциации ЕС-Молдова Зигфрид Мурешан ответил для ZiaruldeGardă на ряд вопросов о трудностях и преимуществах процесса европейской интеграции, о мифах и предубеждениях, связанных с приближением к ЕС.
— Молдова является страной-кандидатом на вступление в ЕС с прошлого года, когда вместе с Украиной подала заявку на вступление после того, как Украина подверглась нападению со стороны России. Следующим шагом является оценка прогресса и принятие решения о начале переговоров. Какой вывод о прогрессе можно ожидать после того, как промежуточный отчет, изданный летом, показал, что три из девяти рекомендаций ЕС были выполнены?
— Дело в том, что за последние два года Молдове и Европейскому союзу вместе удалось сделать очень многое и решительно вывести страну на путь европейской интеграции. Процессы, на которые у других стран Центральной и Восточной Европы, вступивших в Евросоюз, ушли годы, нам удалось завершить всего за несколько месяцев. Так, в марте 2022 года Молдова подала официальную заявку на вступление в Европейский Союз, а менее чем через четыре месяца, в конце июня, Европейский Союз принял решение о предоставлении Молдове статуса государства-кандидата на вступление в ЕС. Причем сделал это после резолюции, принятой большинством депутатов Европарламента, на основании положительной рекомендации Еврокомиссии и при единодушной поддержке всех 27 государств-членов ЕС.
Мы уже начали интегрировать Молдову в как можно больше европейских программ и проектов. Например, в сеть крупных европейских инфраструктурных проектов. Затем мы создали европейский механизм совместной закупки и хранения газа для всех стран Европейского союза, который был открыт для Молдовы, и Молдова участвует в нем, что означает, что она может получать газ из Европейского союза, если она в нем нуждается, этой зимой или в любое время в будущем. Мы договорились о либерализации роуминга, так что с начала 2024 года молдавские граждане смогут звонить в Европейский союз без роуминга.
Европейская комиссия, которая следит за реализацией реформ, должна дать рекомендацию. Вероятно, эта рекомендация появится в начале ноября, и я думаю, что она может быть положительной. Затем, в декабре, главы государств и правительств, входящие в Европейский совет, должны будут единогласно принять решение. Давайте подождем и посмотрим на это решение, но я думаю, что мы можем быть оптимистами. Я надеюсь, что к концу года решение о начале переговоров о присоединении будет окончательно оформлено, и после этого, надеюсь, в начале следующего года эти переговоры будут официально начаты.
— В молдавском обществе до сих пор существует множество предубеждений относительно вступления в Европейский Союз. Существуют всевозможные мифы: например, местное производство пострадает за счет продукции, импортируемой из Евросоюза, или Евросоюз будет навязывать нам чужие ценности, будет вмешиваться в нашу религию и традиции и мы станем беднее. Что нужно говорить людям о том, что нас ожидает и о преимуществах?
— Это результат российской пропаганды и антиевропейских сил из Республики Молдова. Хорошей новостью является то, что эти силы не пользуются доверием, они слабы, и люди начинают понимать преимущества сближения Республики Молдова с Европейским Союзом.
Прежде всего, мы должны говорить людям, что Европейский Союз хочет сильную, независимую Республику Молдова, твердо стоящую на ногах, с гражданами, которые имеют стабильную, хорошо оплачиваемую работу, могут самостоятельно решать свое будущее, не зависящих от социальной и государственной помощи. Европейский союз верит в сильных граждан, имеющих рабочие места и стабильную, хорошо оплачиваемую заработную плату.
С другой стороны, Российская Федерация хочет, чтобы люди в Республике Молдова были слабыми, шантажируемыми, бедными, контролируемыми, управляемыми. Мы должны сказать все это на румынском, украинском и русском языках, а также на всех языках, существующих в Республике Молдова.
— Но, прежде всего, нам необходимо выполнить девять рекомендаций. И в этой связи я хотела бы спросить, какие трудности могут возникнуть, в первую очередь в области правосудия. У нас сейчас проходит процесс оценки судей и прокуроров – Vetting и Pre–Vetting. Как в Брюсселе смотрят на эти процессы?
— Сейчас мы впервые видим, как начался процесс реформ, и я могу сказать, что, по европейским оценкам, реформа правосудия в Молдове идет хорошо и более быстрыми темпами, чем когда-либо за последние 30 лет. Конечно, мы хотели бы, чтобы все реформы были реализованы в одночасье, но это невозможно, реформы требуют времени, но направление ясно, и реформы в области правосудия в Молдове двигаются быстрее, чем когда-либо, их реализация удовлетворительная.
— В этом году, недавно в Молдове прошли местные выборы, скоро второй тур. В следующем году состоятся выборы президента Республики Молдова, а еще через год – парламентские выборы. Что должны предпринять молдавские власти для того, чтобы сохранить поддержку граждан идеи европейской интеграции в контексте этих выборов?
— Прежде всего, я рад, что большинство граждан Молдовы сегодня поддерживают идею европейской интеграции. Она не может быть единогласно поддержана всеми, да мы и не хотим этого. Важно, чтобы ее поддерживало явное большинство населения, и хорошо, что большинство населения выступает за евроинтеграцию.
Очень важно, чтобы на президентских и парламентских выборах граждане Республики Молдова продолжали этот путь и видели, что Республика Молдова в настоящее время пользуется поддержкой Европейского Союза, она пользуется доверием на европейском уровне. Благодаря тому, что Республика Молдова заслуживает доверия и ее возглавляют политические деятели, которые пользуются авторитетом на европейском уровне, Европейский Союз оказывает Молдове помощь.
Представьте, что было бы, если бы у Республики Молдова был пророссийский президент, который заботился бы только о том, чтобы угодить Владимиру Путину и который не выполнял бы своих обещаний перед Европейским Союзом. В этой ситуации, возможно, европейская поддержка для Республики Молдова была бы меньше, а уровень бедности в Молдове был бы намного выше.
— Насколько важно, чтобы Молдова оставалась вместе с Украиной в период присоединения и открытия переговоров?
— Партнерство между Молдовой и Украиной в настоящее время помогает и Молдове, и Украине. Украина пользуется большой симпатией на европейском уровне благодаря своей мужественной борьбе, и очень важно, чтобы вся та европейская поддержка, которая мобилизуется для Украины, была мобилизована и для Молдовы. Так что в настоящее время Молдова может многое выиграть от этого тандема.
Есть и некоторые преимущества Молдовы перед Украиной. Например, ситуация в Молдове проще, без военных конфликтов. Реформы в Молдове происходят немного проще и быстрее. Что будет в долгосрочной перспективе, никто сказать не может. Потому что, возможно, реформы в Республике Молдова будут реализованы быстрее и Молдова будет готова к вступлению быстрее, в зависимости, естественно, от развития военного конфликта в Украине.
— Хотелось бы также обсудить вклад Румынии, которая оказывает огромную поддержку Молдове на ее европейском пути, и не только. В каких областях, по Вашему мнению, это сотрудничество, эта поддержка со стороны Бухареста должна усилиться, чтобы облегчить европейский путь Молдовы?
— Бухарест всегда будет помогать Молдове всем, чем может. Он делает это политически, морально, финансово и технически. В ближайшие годы Молдова пройдет через те же процессы, что и Румыния перед вступлением в Европейский Союз.
Ситуация в Молдове уже не является предметом обсуждения только для румынского государства, но и для многих других стран-членов ЕС. Румынии удалось сделать Молдову европейской проблемой, и это очень хорошо. Но, конечно, большая заслуга в этом и президента Майи Санду, премьер-министра Дорина Речана и парламентского большинства, сумевших завоевать доверие Европейского Союза.
— Каких ошибок, допущенных Румынией, могла бы избежать Молдова в процессе вступления в ЕС? Какие уроки мы можем извлечь из опыта Румынии в этом отношении?
— В Румынии все основные политические партии поддерживали вступление в Евросоюз, и это было очень важно. Они поддерживали интеграцию в Европейский Союз и вступление в НАТО. Было бы хорошо, чтобы и в Молдове общество было единодушным в этом вопросе, а не разделенным.
Поэтому путь Румынии к европейской интеграции был ясным, с четким направлением, но он был со взлетами и падениями. Все правительства Румынии были проевропейскими, они говорили, что являются проевропейскими, что хотят быть ближе к Европе, что проводят реформы, но на самом деле они не выполняли свои обещания и не проводили реформы. Я думаю, что это та ошибка, которую следует избегать. Очень важно, чтобы Молдова выполняла свои обещания и сохранила авторитет на европейском уровне, и тогда европейская поддержка будет приходить быстрее.
— Благодарю за интервью.
Интервью брала Наталья ЗАХАРЕСКУ