Взаимные обвинения высокопоставленных чиновников из Кэушенского района в том, что они преследуют личные интересы, более 20 месяцев препятствуют внедрению проекта Agri-Hub, который финансируется за счет европейских средств.
С одной стороны, некоторые советники во главе с Ионом Чонтолой обвиняют мэра Кэушень Анатолия Донцу в желании получить выгоду от этого проекта. По их словам, он собирается создать агропромышленную зону прямо возле строительного магазина, которым он владеет. Также в этом районе находится земля, купленная его отцом.
С другой стороны, Донцу считает, что Чонтолой и другие члены совета затягивают реализацию проекта только потому, что Чонтолой не хочет, чтобы появилась новая промышленная зона, которая будет конкурировать с близлежащим рынком. Владелец рынка – сам советник.
В конце июля 2022 года в Кэушень с большим размахом был запущен проект «Кэушенский Agri-Hub: общественная инфраструктура для охлаждения и переработки фруктов и овощей», финансируемый европейскими деньгами. Это произошло после того, как мэрия выиграла грант в январе 2022 года. Согласно пресс-релизу, опубликованному EU NEIGHBOURS east, проект предусматривает строительство агрохаба, который будет оснащен очистными сооружениями, холодильным оборудованием и оборудованием для переработки фруктов и овощей.
Указанный на тот момент срок внедрения проекта составлял 30 месяцев. Но хотя прошло уже более 20 месяцев, то есть более половины предусмотренного срока, работы еще даже не начались из-за споров между местными избранниками, которые обвиняют друг друга в преследовании скрытых интересов.
Участок раздора и взаимные обвинения мэра и советника
Муниципальный советник Ион Чонтолой заявил, что причина того, что спустя 20 месяцев после начала проекта работы все еще на начальной стадии, – это земельный участок, а точнее, разногласия вокруг него.
«Мы поинтересовались у инвесторов из ЕС, сколько земли нам нужно для такого проекта. Нам сказали, что нужно максимум 30 соток. Но мэр Кэушень выделил для строительства этого холодильника участок площадью 22 га. Абсолютно все советники или подавляющее большинство были против. Во-первых, 22 га земли – это очень много для холодильника. Зачем давать землю почти в десятки раз больше, я так и не понял, хотя я мог предположить, в чем причина. Предположение заключается в том, что где-то здесь есть бизнес мэра, его магазин, в который приходит мало покупателей, и мы думаем, что если здесь откроется промышленная зона, то туда будет приходить больше покупателей. Дальше, через дорогу, земля, которую купила его семья, его отец, и они хотят открыть и там бизнес», – сказал Чонтолой.
Мэр Кэушень Анатолий Донцу называет ту же причину, которая привела к задержке процесса реализации проекта – выбор земли. Однако он говорит об участке площадью 21 га, а не 22 га, и отрицает, что выбрал его только потому, что он находился рядом с его бизнесом, которым, по его словам, он сейчас не управляет. Однако он считает, что настоящая причина, по которой муниципальные советники против, – это не размер участка, а возможная конкуренция между рынком, который был бы создан на этом участке, и уже существующим рынком в городе, который принадлежит советнику Чонтолой.
«Помимо того, что началась война, из-за которой нам пришлось приостановить этот проект, чтобы справиться с проблемой беженцев, и отставки руководителя проекта, было еще одно препятствие – выделение земли. Члены городского совета изначально затягивали процедуру создания агрохаба и говорили, что местоположение неудачное, а мы хотели разместить его там, где у нас есть возможность его расширить. Реальная проблема в том, что между этими 21 га мэрия планировала создать рынок, а у Чонтолоя есть рынок рядом с этим участком, он является бенефициаром рынка, который у него уже несколько десятилетий, и этот рынок мог бы составить ему конкуренцию», – сказал Донцу.
Когда мы повторно связались с Ионом Чонтолой, он сообщил нам, что не знал о возможном рынке, который должен был открыться на участке земли, предложенном мэром для развития проекта. Но он задается вопросом, зачем нужен еще один рынок в Кэушень.
«Об открытии рынка не говорили. В Кэушень уже есть три рынка. Один принадлежит Кэушенской мэрии и пустует. Рынок, основателем которого числюсь я, имеет 30 соток, но половина пустует, потому что нет ни покупателей, ни продавцов. Мэрия Кэушень имеет участок земли, который она дала, но я думаю, что его закроют, потому что нет покупателей. Есть три рынка по 30 соток каждый. И кому нужен четвертый рынок площадью 22 гектара?» – отметил Чонтолой.
Местный советник и фермер: «Советников ввели в заблуждение»
Михаил Бобиков, местный советник в Кэушень, говорит, что местные избранники в основном были против предложения мэра выделить 21 га земли для внедрения проекта. Но Бобиков утверждает, что это произошло только потому, что Чонтолой неправильно объяснил им, что представляет собой создание агрохаба.
«Чонтолой ввел советников в заблуждение, и он защищал свои экономические интересы. Земельный участок площадью 21 га предназначался для нескольких целей: солнечных батарей, создания рынка. Советники, которые не знают реальной ситуации, не понимают, что такое агрохаб, позволили на себя повлиять. Он использовал термин „холодильник” и тем самым умалил значимость проекта», – сказал Бобиков, который считает, что выделенная под этот проект земля была не прихотью, а необходимостью.
Ион Чонтолой, однако, отрицает, что влиял на кого-либо, и говорит, что 18 из 23 советников были против выделения этого участка.
«У нас должно быть место для расширения, потому что агрохаб – это только начало, и у нас должно быть место для холодильника, для погрузки и разгрузки грузовиков, для сортировки, обработки, сушки и для других работ, которые помогают при производстве», – отметил Бобиков.
Михаил Бобиков, который занимается фермерством более десяти лет, рассказал нам, что этот агрохаб может стать возможностью для сотрудничества и укрепления примерно 20 мелких фермеров из Кэушенского района.
«В Кэушень около 20 производителей винограда, слив, яблок, и в окрестных селах – столько же. А фермерам некуда девать свою продукцию, то есть такие моменты бывают. Я рассматриваю этот агрохаб как возможность для сотрудничества между мелкими фермерами. Здесь также можно создать рабочие места, и можно заниматься хранением, переработкой и транспортировкой фруктов», – сказал Бобиков, который надеется, что проект будет доведен до конца, и личные интересы не возьмут верх.
Фермер: «Нужно желание, и чтобы не было преград»
«В прошлом году, например, мы отдали винному заводу 60 тонн яблок. Если бы у нас был холодильник, то не пришлось бы. Холодильник очень нужен здесь, в Кэушень. У меня шесть гектаров виноградников и два фруктовых сада, но хранить фрукты негде», –говорит фермер Николай Думанов.
Об этой же проблеме говорит и фермер Вячеслав Гурада, который отметил, что ему негде хранить товар. Он надеется, что этот проект будет реализован, несмотря на препятствия.
«Если бы в Кэушень был такой агрохаб, каждый фермер в регионе мог бы привозить товары в холодильник. Для всего сельского хозяйства в Кэушень было бы хорошо иметь сортировочную линию, а также несколько фотоэлектрических панелей, потому что так будет дешевле. У нас трудности с реализацией продукции, у нас нет ни рынка, ни места для хранения товара. Теперь нет ничего невозможного. Нужно желание, и чтобы не было преград, потому что все делается только на словах, а когда доходит до осуществления, появляются препятствия», –сказал фермер.
«Мы отстаем от графика на несколько месяцев. Я не могу гарантировать, что проект будет реализован»
Вячеслав Бербека, руководитель проекта, занявший эту должность в апреле 2023 года, после ухода первого сотрудника, сказал, что они действительно отстают от графика с реализацией проекта. «Любая задержка создает определенное давление. Когда вы беретесь за проект, вы хотите довести его до конца, и когда вы видите, что дела идут не так, как планировалось, очевидно, возникает определенное давление. У каждого проекта есть конечная цель, и конечная цель – построить этот агрохаб. Учитывая, что мы отстаем от графика на несколько месяцев, возникают определенные вопросы», – говорит Бербека.
На вопрос, является ли задержка в несколько месяцев реальным препятствием для завершения проекта и будет ли открыт агрохаб в Кэушень, Бербека ответил, что не может гарантировать, что проект будет завершен. «Я не могу дать таких гарантий, потому что это зависит от многих факторов. Мы надеемся, что он будет завершен», – добавил руководитель проекта.
Хотя он отказался комментировать разногласия между местными избранниками, сказав, что у него не было конфликтов ни с мэром, ни с представителями Городского совета, руководитель проекта надеется, что после местных выборов «с новым составом совета дело пойдет по-другому».
«Не мое дело – комментировать тему разногласий. Скоро должны состояться местные выборы. После местных выборов у нас будут переговоры с новым составом местного совета, и я надеюсь, что дела пойдут по-другому, что они будут работать не так, как раньше», – заключил Бербека.
Мэриуца НИСТОР