С протестами покончено? Они больше не актуальны? Их больше нет? Опустели сейфы? Шор больше не выдерживает или он разочаровал своих покровителей, которые вложили в него все, что могли, чтобы свергнуть Майю Санду. Так или иначе, но Шор запаздывает с выполнением домашнего задания.
Прошлое воскресенье в Кишиневе прошло без шествий и нарушения транспортного движения на улицах, без стычек на перекрестках с сотрудниками органов охраны общественного порядка, без беспорядков и выкрикивания лозунгов против Майи Санду. По всей видимости, существуют несколько версий, объясняющих спад интенсивности походов Партии «Шор» на Кишинев:
1. Наступила весна, появилась работа в поле, крестьянин постоянно думает о земле, ведь он живет за счет земли. «Гонораром» от Таубер в 400 лей уже не приворожишь крестьянина, который лишь в Бога может верить больше, чем в землю.
2. Приближается Пасха, а крестьянин ещё и христианин, как ему покинуть дом накануне Пасхи и пойти на протесты, когда дома столько работы?
3. Люди все больше понимают – ведь не настолько они глупы, как их считают Шор и Таубер, чтобы не понимать, что их бедами просто политически спекулируют, и что деньги, которые им выдают, чтобы использовать как «массовку» в их протестах, не растут на дереве, не падают с неба и не хранятся в алтаре.
4. Холодный сезон закончился, худо-бедно, но люди пережили зиму и пытаются стряхнуть с себя россказни Таубер о том, что правительство должно полностью (?!) оплатить их счета за все зимние месяцы. Тут действительно нужно быть совсем глупым или, по крайней мере, очень наивным, чтобы поверить, что такое возможно. И ещё где? В Республике Молдова, где давно известно, что до правды далеко, до справедливости – еще дальше и только до воровства – в мгновение ока. Была бы должность …
Не знаю, как сейчас обстоят дела при Дорине Речане, но во время Натальи Гаврилицы поговаривали, что министры и государственные секретари в министерствах только и делают, что тратят государственные деньги через свои фирмы или фирмы своих детей, родственников или друзей, или… Были бы деньги … Вот почему, наверное, Речан при первом своем появлении на публике объявил в числе приоритетов своей правительственной программы «порядок и дисциплину в государственных учреждениях».
Многие тогда посмеивались: «Мол, многое задумал сделать и этот». Очень многое, потому что Речан не имел в виду физическую дисциплину или дресс-код коллег по кабинету. Его меньше всего интересовало, какое платье или юбку наденет утром госпожа министр X или какой галстук повяжет на шею господин министр Y. Его интересовала корректность в управлении государственными деньгами. И он определенно знал, о чем говорил. Насколько далеко зашел премьер-министр в сказанном, пока говорить рано, если учесть, что большинство министров и государственных секретарей остались прежними, со времен Натальи Гаврилицы, даже если Андрея Спыну уже нет в правительстве, чтобы распоряжаться деньгами «на развитие».
Возвращаясь к факторам, так или иначе приглушившим накал протестов, но прежде всего гордыню и мстительные амбиции лидеров протестного движения, следует отметить, что тем временем происходили гораздо более серьезные вещи, которые дезориентировали и даже ввергли в панику «почетный караул» Партии «Шор». И это, вероятно, потому что государственные учреждения действовали как никогда оперативно и рационально.
Наконец, пришло осознание того, что против протестов (с участием людей, не имеющих никакого отношения к «протестным» интересам Партии «Шор» и их спонсоров) должна быть мобилизована не полиция (за исключением случаев провокаций и дестабилизации общественного порядка), а правовые учреждения. Что между тем и произошло. Неужели речь идет о том, что Речан называет порядком и дисциплиной? Может быть.
27 марта по решению суда была ликвидирована Страховая компания «Klassika» – семейный бизнес Шора, которая причастна к хищению миллиарда и уже несколько лет находящаяся в судебной тяжбе с государством.
На следующий день, 28 марта, Кишинёвский международный аэропорт, взятый в концессию подконтрольной Илану Шору компанией «Avia Invest», был передан в полное управление государства. Хотя решение о возвращении аэропорта в государственную собственность было принято Кишиневской апелляционной палатой в прошлом году, техническая процедура передачи должна была быть завершена к маю. Однако факт войны в Украине и угрозы того, что аэропорт может быть использован Москвой для высадки спецназа и вторжения в Республику Молдова, заставили правительство ускорить процедуру, тем более что протесты Шора в Кишиневе постоянно координируются и поддерживаются тоже Москвой в рамках гибридной войны против Республики Молдова.
И третий момент: на прошлой неделе Конституционный суд (КС) решил продолжить рассмотрение датированного ноябрем прошлого года обращение правительства, в котором содержится просьба о проверке конституционности политической Партии «Шор», обвиняемой в том, что она является преступной группировкой, организованной и незаконно финансируемой извне. Возникает вопрос о том, чтобы объявить Партию «Шор» вне закона. Рассмотрение этой темы назначено в КС на период с 10 по 17 мая.
Решительный удар для Шора. Таубер и партия находятся в глубоком замешательстве. Дело в том, что осенью предстоят местные выборы, для которых антиправительственные протесты были «козырной картой» в подготовке почвы для президентских выборов 2024 года. Если партия будет объявлена вне закона, то протесты и все связанные с ними расходы оказались напрасны. Шор и Таубер в панике. Москва находится в поиске решений.
Замышляются новые провокации и не исключено, что заявление Марины Таубер, сделанное на прошлой неделе, – одна из них. По ее словам, Кишинев готовит на Днестре 17 апреля кровавую баню. «10 000 единиц обмундирования национальной полиции и молдавской армии были отправлены в Румынию» для маскировки участия «международного контингента в военных действиях на территории Республики Молдова. Худшее доказательство вышеизложенного – у ряда компаний были заказаны 3000 гробов», – заявляла Таубер, не уточнив, для кого. Что это, поскольку это больше, чем заявление. Что бы это означало? Что Россия готовится превратить протесты в Кишиневе в действия по военному противостоянию на Днестре? Как и в 1992 году?
Петру ГРОЗАВУ