Озеро Манта, которое находится в природном заповеднике «Прутул де Жос», может превратиться в пустырь. Уровень воды снизился, оно грязное, и в нем полно хаотичной растительности, а прежняя флора и фауна встречается все реже. Пока центральные власти говорят, что озеро восстановят, но неизвестно, когда, двое жителей Манты и их собака в одиночку защищают его.
Раньше это был водный рай для охраняемой флоры и фауны, но сейчас озеро Манта на грани высыхания. Лишь двое жителей села и одна собака борются против всего.
Константин Олтяну вспоминает о временах, когда вода озера изобиловала птицами и рыбой.
«Они поиздевались над нашей природой»
«Раньше были лебеди, гуси, дикие утки. Пеликаны прилетали, когда была рыба. Пеликаны прилетали, становились в круг и начинали бить крыльями, а рыба прыгала и они ее ловили. Такая красота была!» – рассказывает Константин Олтяну.
«Теперь птицы не прилетают, как раньше, потому что им нечего есть, если вода ниже 20 см. Даже когда мы плывем на лодке, мы идем пешком и толкаем лодку, пока она не касается воды, хотя раньше здесь была глубина два-три метра», – говорит мужчина.
«А сейчас что? Боже упаси. Они поиздевались над нашей природой. Случится экологическая катастрофа». По словам Константина Олтяну, несколько факторов привели к загрязнению озера Манта:
- строительство и последующее разрушение Рыбной фермы в Крихана Веке;
- изменение направления основного стока реки Прут в озеро Манта;
- незаконное рыболовство и браконьерство;
- интенсивный выпас.
«Весь навоз, вся грязь сбрасывается на берег пруда»
Мужчина признает, что человеческий фактор также повлиял в «потерю очарования озера».
«Мы, граждане из села, тоже приложили к этому руку, потому что весь навоз, вся грязь сбрасывается на берег пруда и все это попадает в пруд. Это невероятный гумус», – рассказывает мужчина.
«Летом, когда воды мало, появляется трава, и в селе такое ощущение, что вода воняет. Этот запах… в сотнях метрах от пруда, в центре села ощущается эта вонь», – рассказывает мужчина.
«Если его не очистить, оно погибнет», – вздыхает он.
«Мы боремся за пруд вдвоем»
Весной Константин Олтяну и его друг Сергей Лазарин занимаются очисткой берега от мусора, который выбрасывают сельчане.
«У меня лишь две руки. И у этого человека две руки. Больше желающих нет. Я не знаю, на сколько еще у нас хватит сил. Мы боремся за пруд вдвоем. И все», – с грустью говорит Сергей Лазарин.
Сергей восемь лет работал в Швеции, но через много лет он понял, что «лучше родины места нет».
«Я приехал сюда, в Молдову, потому что я люблю свою родину и хочу жить здесь. Я здесь уже полтора года. После Швеции у меня еще год были силы, а после этого – нет, и все силы ушли из-за стресса, из-за грязи в пруду. Я борюсь, чтобы люди чистили, чтобы мы остановились, что любой мусор выбрасывали куда следует, но они не понимают. Они еще спрашивают – а зачем вам это нужно?» – утверждает Сергей.
Мужчина говорит, что 20 лет назад он посадил лес поблизости от берега, но он не созрел из-за сельчан. «Я посадил лесок чуть ниже. Прошло 20 лет, но лесок так и остается молодым. Когда меня нет дома, они его вырубают. Они воруют древесину. Я не знаю, как с ними бороться», – говорит Сергей Лазарин.
«Мы также боремся с браконьерством»
Если мужчины говорят, что борются с безразличием местных жителей и все время обращаются в местную мэрию, то собака Сергея Лазарина борется с браконьерами.
«Раньше здесь были птицы, миллионы птиц прилетали. Любая стрельба запрещена, но вы думаете, это соблюдают? Ночью слышно, как стреляют. Собака сразу их чувствует и начинает шуметь. Я просыпаюсь, выхожу на улицу, включаю свет в надежде, что мы их напугаем, но не всегда получается», – признается мужчина.
«Не стоит искать рай в другом месте, потому что его нет в другом месте. Он здесь, где мы живем, и мы должны хранить его. Мы его разрушаем, а не другие», – обращается Сергей с призывом к односельчанам.
Мы приехали в село Манта Кагульского района в разгар зимы. Сейчас озеро Манта покрыто снегом и его поверхность выглядит однородно, но пейзаж, о котором рассказывют местные жители, появляется у пруда с потеплением.
«Приезжайте к нам весной, чтобы увидеть, какой пруд на самом деле», – говорят они.
Константин и Сергей отмечают, что они много раз сообщали органам местной государственной администрации об иррациональной человеческой деятельности, о браконьерстве и о внешних факторах, которые привели к загрязнению озера Манта. Мы отправились в мэрию. Мэр коммуны Манта Виолетта Хынку не захотела разговаривать с репортерами ZdG.
ZdG: Как Вы участвуете в решении этой проблемы? Вы сообщили об этом центральным государственным властям?
Виолетта Хынку: Эта проблема появилась не сегодня и не вчера, но я не могу вам об этом рассказывать, потому что, во-первых, не я вас вызвала. Человек, вызвавший вас, не договорился с мэрией. Я не знаю, что они сказали, о чем вы говорили, поэтому я не буду давать интервью
ZdG: Вы отказываетесь говорить?
Виолетта Хынку: Да, отказываюсь. А у меня нет такого права?
ZdG: А в чем проблема – поговорить?
Виолетта Хынку: Вы застали меня врасплох. Я сказала вам, что я не знаю. Я работаю.
Виолетту Хынку избрали мэром коммуны Манта от избирательного блока ACUM (Платформа ДП и ПДС). На парламентских выборах 2021 года она проводила предвыборную агитацию в пользу ПДС.
«Я не могу сказать, когда начнется проект по очистке»
Вернувшись в Кишинев, мы попытались узнать, знают ли представители Министерства окружающей среды о состоянии озера Манта. Вероника Жосу, главный консультант в Управлении по политике в сфере биоразнообразия, сказала, что «боль жителей села Манта – это боль министерства».
«Мы знаем об этой проблеме. В целом мы ищем выходы для внедрения проектов по очистке (очищения каналов, озёрной чаши, прим. ред.) озер Манта и Белеу. Эта проблема появилась не вчера и не сегодня. Мы сообщали о данной проблеме в рамках проекта в 100 миллионов евро в Румынии. Он проходил и через Яссы, и через Бухарест. С тех пор прошло много лет. Я не могу сказать точно, в каком году это было. И где-то этот проект… как будто… но посмотрим. Я не могу сказать, когда его начнут реализовывать. Есть технические проблемы, с которыми нам трудно справиться – одни говорят, что озеро нужно чистить, другие говорят, что его не нужно чистить. Также была речь о строительстве в этой области восьми гидротехнических сооружений, которые проводят по водному пути для соединения двух участков разного уровня», – отметила представительница Министерства окружающей среды.
Чиновница заявила, что на уровне министерства обсуждается несколько выходов, но все же неизвестно, когда их реализуют.
«Сейчас у нас несколько проектов от ГЭФ (Глобального экологического фонда), но я не могу сказать, будет ли очистка озера Манта включена в эти проекты. Мы знаем о проблеме этих сельских жителей, и это не только их боль, но и боль Министерства окружающей среды, потому что там исчезают ценные виды птиц. Очистку в конце концов проведут, потому что мы не можем лишиться озера Манта и озера Белеу. Ее проведут, но мы не знаем, когда», – уточнила Вероника Жосу.
Озеро Манта считается самым большим озером в Молдове с площадью 21 квадратный километр и длиной 7 километров. Оно расположено в юго-западной части Республики Молдова, между селами Крихана Веке и Вадул луй Исак Кагульского района, на национальном маршруте Кишинев-Джурджулешть, где находится устье реки Прут, впадающей в Дунай. Манта находится у нижней части русла реки Прут, на государственной границе Республики Молдова с Румынией.
Марина ГОРБАТОВСКИ