Октябрь, 2021 года. 33-летний уроженец Бессарабского района умер при сомнительных обстоятельствах: упал со второго этажа кишиневской квартиры на крышу магазина, а затем на асфальт. В квартире, где произошел инцидент, жила дочь судьи Кишиневского апелляционного суда.
Отец умершего молодого человека утверждает, что его сына избили и выбросили с этажа. По данному факту было возбуждено уголовное дело. Первоначально дело было закрыто следователем и прокурором, который подал в отставку вскоре после принятия решения. Впоследствии, по настоянию семьи жертвы, расследование было возобновлено.
События, произошедшие год назад, были зафиксированы несколькими видеокамерами. Однако они не подверглись судебной экспертизе, а правоохранительные органы мотивировали это тем, что нет специалистов, которые могли бы расшифровать содержание видеоматериала. После смерти мужчины двое детей, трехлетний мальчик и девочка, родившаяся спустя несколько месяцев после его смерти, остались без отца.
Следствие было прекращено, а затем возобновлено по настоянию семьи жертвы
22 октября 2021 года из квартиры, расположенной по ул. Докучаева в столице, где жила Кэтэлина Коропат, дочь судьи Елены Кожокарь из Кишиневского апелляционного суда, упал Виктор Греку в возрасте 33 лет, который жил в соседней квартире. Из-за полученных травм, Виктор скончался через 4 дня после падения.
В отчете судебной экспертизы от 2 декабря 2021 года отмечается на основании данных постановления о начале судебного преследования, что «в 04:40 (утром, прим. ред.) Виктор Греку, находясь в состоянии явного алкогольного опьянения, зашел к соседке Кэтэлине Коропат под предлогом того, что чувствует себя плохо и ему нужна таблетка от головной боли. Он вошел в квартиру, и вместе с Коропат Кэтэлиной вышел на балкон, чтобы покурить. В какой-то момент Виктор Греку вышел на балкон через окно, на крышу котельной соседнего дома, откуда упал со 2-го этажа. Позже он был доставлен в Больницу скорой помощи».
Судмедэксперты обнаружили, что смерть молодого человека наступила в результате черепно-мозговой травмы и закрытой травмы грудной клетки, полученной в результате падения с высоты около 8 метров. Согласно токсикологическому отчету, в его организме не был обнаружен этиловый спирт, хотя сотрудники правоохранительных органов утверждали, что он был в состоянии алкогольного опьянения.
«Было констатировано, что факт падения гражданина Греку Виктора демонстрирует небрежное отношение к опасной ситуации, в которой он находился»
Первоначально правоохранительные органы расценили смерть Виктора как случайность, в которой никто не виноват, и прекратили судебное преследование. В постановлении от 6 января 2022 года, которым прокурор Марчел Шабан распорядился закрыть дело, указывается, что «оценивая фактические обстоятельства на основе доказательств, собранных в ходе следствия, было установлено, что факт падения гражданина Греку Виктора, приведший к его смерти, демонстрирует небрежное отношение к опасной ситуации, в которой он находился, потеряв равновесие и упав на землю, что в данном случае исключает всякие разумные сомнения относительно наличия состава преступления», – говорится в постановлении прокурора Марчела Шабана. В своем решении прокурор основывался на отчете следователя, который заслушал нескольких свидетелей, опираясь на заявления Кэтэлины Коропат.
Семья Греку не согласилась с решением прокуроров и подала жалобу в несколько государственных учреждений. Так, в феврале 2022 года прокурор Вячеслав Тодерицэ, заместитель начальника Центрального офиса прокуратуры признал жалобу адвокатов и распорядился отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. По словам прокурора Тодерицэ, «обстоятельства дела не были расследованы во всех аспектах, полностью и объективно». В постановлении также указаны действия, которые должны были быть выполнены следственными органами, такие как «выявление и допрос соседей, детальное изучение видеозаписей, приложенных к уголовному делу, вовлечение специалиста в изучение видеозаписей, на которых видно как Виктор Греку падает с крыши, дополнительный допрос свидетеля Кэтэлины Коропат и изъятие по необходимости телефона Виктора Греку».
Прокурор, закрывший дело, подал в отставку
14 января прокурор Марчел Шабан издал документ, информирующий семью Греку о том, что «в результате рассмотрения материалов уголовного процесса, по факту падения с высоты гражданина Греку Виктора, приведшего к его смерти, постановлением прокурора было принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела и закрытии уголовного процесса в связи с отсутствием состава преступления».
Вскоре после этого прокурор подал в отставку и уехал за границу. За это время появилась информация о том, что Марчел Шабан был пойман с поличным при получении взятки на сумму 7000 евро. Прокурор был освобожден от должности 3 марта 2022 года.
Фото: anticorupție.md
«Я думаю, что сына ударили по голове, а потом сбросили»
Отец умершего молодого человека Михаил Греку утверждает, что видеозаписи из близлежащего салона красоты были получены им лично, а полиция не полностью выполнила свою работу. «Почему они не раскрыли все факты? Мы сказали им, чтобы они посмотрели материал, там они не написали все, что я им сказал. На видеозаписях видно, как падает тело, а за ним носок. Как можно снять носок в воздухе? Его держали за ноги, и на крыше, на видеозаписи, видны тени. Там как минимум два человека. И никто не находится под подозрением, никто не обвинен в этом. Я думаю, что сына ударили по голове, а потом сбросили. С такой (небольшой, прим. ред.) высоты ничего подобного не может случиться, такое серьезное. Люди падают и с большей высоты, а тут даже двух этажей нет», – заявил Михаил Греку.
«Мой сын был соседом Кэтэлины Коропат, которая говорит, что он пришел к ней за таблеткой, что у него болела голова, но что было на самом деле, я не знаю. Все камеры вокруг дома работали, но именно те, где он упал, тогда не работали. Мы получили видео из ближайшего салона красоты. Когда мы пошли в понедельник, чтобы забрать видеозапись, брат Кэтэлины тоже был там, и почти полез в драку, чтобы забрать видеозапись. Зачем ему нужна видеозапись, если они не виноваты? Для чего они ему нужны? Мы взяли их, потому что умер мой сын, а им, зачем они нужны, если они не виноваты?», – вопросил мужчина.
«Проводится расследование с целью установления всех обстоятельств дела»
В другом видеоматериале, полученном семьей Греку, вскоре после падения Виктора Греку видно как появляются судья Елена Кожокарь и ее дочь Кэтэлина Коропат. Они говорили несколько минут во дворе дома, а затем обе вошли в дом. На тех же изображениях можно заметить сотрудников полиции, которые прибыли на место происшествия, как раз после того, как судья Елена Кожокарь покинула двор дома.
«Первоначально следователь сказал мне, что Министерство юстиции отказалось делать экспертизу видеозаписей. Они говорят, что у них нет специалиста, и экспертиза делается в частной фирме. Мы будем вынуждены делать это за границей. Если ничего не будет решено, нам придется обратиться в Европейский суд по правам человека, добиваться там справедливости. Сын уже год как гниет в земле, а дело не раскрыто. Они не нашли ни одного обвиняемого, по крайней мере, хоть что-то», – отметил Михаил Греку.
В официальном ответе прокурора Центрального офиса прокуратуры Виктора Цуркана нам сообщили, что «в настоящее время органом уголовного преследования Управления полиции Кишинева проводятся следственные мероприятия с целью установления всех обстоятельств дела. Что касается вашего запроса относительно некоторых процессуальных действий, учитывая, что уголовное преследование продолжается, я считаю невозможным на данном этапе выдавать вам такую информацию», – говорится в ответе, полученном из Центрального офиса прокуратуры.
«Для Ziarul de Gardă мне нечего сказать»
Кэтэлина Коропат отказалась комментировать то, что произошло год назад. «Я так много раз об этом говорила, было проведено так много расследований, я действительно не думаю, что нужно повторять одно и то же. Там, где нужно было, я все сказала, для Ziarul de Gardă мне нечего сказать», – подчеркнула Кэтэлина Коропат.
Судья Елена Кожокарь также заявила, что не хочет отвечать на вопросы, связанные со смертью Виктора Греку. «Это был трагический случай, это произошло из-за его невнимательности (Виктора Греку, прим. ред.), но это был также трагический случай и в жизни моего ребенка, который оставил след на всю жизнь, потому что это произошло в ее доме. Я не собираюсь отвечать на ваши вопросы, не обижайтесь. Делом занимаются следственные органы, и в случае необходимости я отвечу на все вопросы», – сказала Елена Кожокарь.
Василе УРСАКИ
Pingback: ВСМ принял заявление об отставке судьи Апелляционной палаты Кишинева | Ziarul de Gardă RUS