Николае Казаку родился в мае 1940 года. Четыре года спустя, его отец был отправлен на фронт, а через год, его мать арестовали и сослали в Сибирь. У семьи конфисковали все, а ребенок остался на улице, пока его не усыновила пара из соседнего села. Ему было пять лет. Вырос, не зная, что у него есть другие родители. Мама вернулась после смерти Сталина. Тогда же им вернули часть дома. Потом и другую часть. В 1955 году Николае Казаку пошел учиться в Баймаклию. Позже окончил Политехнический институт. В 1964 году он возложил цветы к памятнику Штефану Великому, не зная, что его снимают и фотографируют. Это был решающий момент в его дальнейшей жизни.
Николае Казаку только вернулся из армии, «в погонах и военной форме», в звании старшего сержанта. «Я пошел, чтобы поклониться перед нашим господарем. И, через пару недель, после занятий, меня кто-то остановил, показав свои документы, – это был майор КГБ, с инициалами В. Т. Я запомнил его имя на всю жизнь. Речь шла о группе студентов, которые протестовали против снесения памятника и его переноса в другое место. Видать, не могли две личности – Ленин и Штефан Великий – находиться на одной и той же площади. Я ответил, что пошел туда из патриотического, душевного долга», – отметил Казаку.
«Мне сказали, что за это преступление я буду наказан»
Майор КГБ спросил молодого человека, знает ли он, что есть решение Центрального комитета (ЦК), которое нужно выполнять. Парень ответил, что не знает. «Мне сказали, что за это преступление меня накажут, как и многих других. Но… я могу избежать наказания, если буду сотрудничать с ними», – вспоминает Николае Казаку.
Ему дали неделю для обдумывания и принятия решения. «Когда мы встретились снова, я ответил следующим образом: «Я не был и не могу быть предателем народа и страны». Меня предупредили, что я могу поставить крест на своей карьере, на всю жизнь. Я сказал, что согласен», – продолжает Николае Казаку.
За хорошие успехи, являясь профсоюзным лидером в Политехническом институте и организовывая многочисленные акции в пользу учреждения, после окончания факультета был распределен на работу, вместе с коллегой, прямо в Госплан республики. «В 1969 году из 180 сотрудников там работали только 20 молдаван, а в 1978 году, когда я был переведен из Комбината № 4 в Центральный аппарат Министерства транспорта, я заметил, что из 55 работников, только 6 были молдаванами. Я думаю, что эти цифры являются довольно красноречивыми. Впоследствии, везде, где я работал, когда речь шла о повышении в должности, начальник спрашивал меня: что там в твоей биографии? ЦК блокировало любое предложение по моему продвижению по службе. Но это еще не все», – говорит Николае Казаку.
«Те, кто имел дело с КГБ, находятся под контролем всю жизнь»
Николае Казаку считает, что репрессии в его адрес продолжаются: «В 2001 году на мое имя было сфабриковано уголовное дело за мою деятельность в контексте национального возрождения. Когда я работал (двадцать лет) директором предприятия в Дондюшанах, я якобы брал, в течение двух лет, взятки у двух водителей. Процесс длился полтора года. Я побывал во всех инстанциях и, в конце концов, победил, потому что не было ни одного доказательства. После этого, я подал в суд на Генеральную прокуратуру за сфабрикованное уголовное дело. В Высшей судебной палате я выиграл процесс. После этого я потребовал 200.000 леев (около 9700 евро) за моральный ущерб и 4000 леев (около 194 евро) за материальные расходы. Мне заплатили только 10.000 (около 486 евро) за моральный ущерб и 4000 (около 194 евро) за материальные расходы, поскольку, как мне сказали, у государства нет денег», – говорит Николае Казаку.
«Однако, не в деньгах дело, а в нравственности, чести, достоинстве. Меня несправедливо оклеветали», – отметил мужчина, добавив, что «давление КГБ, начатое в 69-е годы, длилось до 2009 года. Вот что происходит с теми, кто когда-то имел дело с КГБ, особенно с теми, кто был подвергнут репрессиям. Их контролируют всю жизнь».
«Раньше мы говорили шепотом. Обо всем»
Кстати, Николае Казаку помнит, что в годы национального возрождения, вместе с Ионом Друцэ, ездил по селам и говорил людям о свободе. «Раньше мы говорили шепотом. Обо всем», – отмечает Казаку.
Он говорит, что всегда старался делать свою работу хорошо и с пользой. Когда пошел на Автобазу № 9 в Дондюшаны, она была на предпоследнем месте в республике по уровню развития. «Затем поднялась на одно из первых мест, благодаря нашим усилиям», – утверждает Николае Казаку. И тут же признается: «Я являюсь автором революции в пассажирском транспорте, я ввел метод аренды автобусов. За это я получил 300 рублей. В капиталистической системе, я был бы миллионером. Этот метод был внедрен в 1988 году по всей республике. Более двадцати делегаций приехали, чтобы увидеть, как работает эта система. И сегодня в стране работает эта система, только уже в пользу работодателей, а не государства, как было предусмотрено первоначально».
Как отмечает Николае Казаку, в его работе ему всегда помогала «дисциплина, упорство и правильная организация трудового процесса. И, самое главное, быть примером для окружающих. Это истинный урок жизни», – заключает Николае Казаку.
Алёна ЧУРКЭ