или как Молдова годами покупала противоградовые ракеты напрямую у компании, которая поддерживает войну в Украине, а в 2022 году не смогла организовать первый открытый аукцион
Ежегодно миллионы леев из бюджета Республики Молдова поступают в Российскую Федерацию на закупку противоградовых ракет и модернизацию посредством автоматизации системы, позволяющей вести мониторинг характеристик облаков. Все делается из одного источника, путем прямых переговоров, ответственные лица из противоградового ведомства утверждают, что альтернативных источников нет.
В 2022 году россияне больше не поставляли нам противоградовые ракеты, потому что кишиневские власти расторгли подписанный с ними контракт. Затем последовал международный аукцион, процедура была остановлена на полпути. В конце концов, также прибегли к практике прямых переговоров с производителем, защита от града была куплена у болгарской компании.
ZdG установила, что российская фирма, у которой Республика Молдова годами закупала противоградовые ракеты, выполняла в начале 2000-х годов оружейные заказы Российской Федерации, а сейчас поддерживает войну в Украине.
Противоградовая защита поступает от россиян и болгар
Противоградовая служба Республики Молдова закупает противоградовые ракеты у двух стран. Ракеты малой дальности, получившие название «Лоза-2», закупаются у Болгарии, а ракеты большой дальности «Алазань-6» – у Российской Федерации. Закупки производились каждый раз после переговоров без предварительной публикации объявления об участии.
Согласно данным на сайте Агентства по государственным закупкам (AГЗ), с 2016 года, когда было принято решение о том, что Специальная служба по активному воздействию на гидрометеорологические процессы (ССАВГП) будет закупать противоградовые ракеты самостоятельно, и по настоящий момент на счета болгарской компании ООО «Stroiproect» поступили почти 96 миллионов леев, а другому топ-победителю государственных закупок противоградовых ракет, предприятию «Чапаев» из Чебоксар, Чувашской Республики в составе Российской Федерации, достался 51 миллион леев.
Правительство потребовало расторгнуть контракт с россиянами
В 2022 году россияне с предприятия из Чебоксар должны были обеспечить нас противоградовой защитой, 10 января текущего года ССАВГП подписала договор на закупку партии противоградовых ракет большой дальности «Алазань-6» на сумму 26,23 млн леев. О закупке велись прямые переговоры, как указано в плане закупок на 2022 год, и россияне должны были поставить в Молдову 3700 противоградовых ракет двумя траншами: один – 25 апреля, а второй – 25 мая.
Raport de Monitorizare Cont… by Ziarul de Gardă
Однако через несколько дней после вторжения России в Украину Контрольный орган премьер-министра уведомил ССАВГП об аннулировании договора на том основании, что процедура закупок была неправильной, и потребовал проведения открытого аукциона.
Несостоявшийся международный аукцион
Таким образом, 29 марта ССАВГП объявила процедуру закупки 3700 одноступенчатых противоградовых ракет типа минометного реактивного пуска на сумму 23,865 млн леев. Оферты должны были быть поданы до 25 мая, однако процедура была остановлена досрочно.
Впоследствии власти решили вернуться к старой практике ведения переговоров непосредственно с производителем и 17 мая ССАВГП подписала договор с болгарской фирмой ООО «Stroiproect», на поставку партии из 3600 противоградовых ракет малой дальности «Лоза 2».
Заместитель директора ССАВГП:«До сих пор мы закупали напрямую, потому что существует только один производитель»
Василе Агение, заместитель директора ССАВГП, говорит, что мартовский аукцион был остановлен до подачи оферт на том основании, что Молдова рискует вступить в сезон противоградовых защитных работ без ракет. Что касается расторжения договора с россиянами, то он выразил недоумение решением представителей правительства.
«До сих пор мы закупали напрямую, потому что есть только один производитель. Каждый год мы едем на прямые переговоры с одним источником. В этом году Контрольный орган при премьер-министре попросил нас расторгнуть договор с россиянами, подписанный в январе, сказав, что он неправильный. Они направили Финансовую инспекцию, которая установила, что мы все сделали правильно. Даже после этого Контрольный орган решил, что договор должен быть аннулирован. Мы провели международный аукцион. Это должно было произойти до 25 мая. Поскольку противоградовый сезон должен был начаться, а у нас нет противоградовых ракет, я спросил их, что мы можем сделать. Нам сказали, что можно перенести срок на 5 мая. Не было ни одного продавца. Тогда Контрольный орган премьер-министра решил, что нам нужно поехать к продавцу для прямых переговоров. Уже цена ракеты составляла не 284 евро, а 300 евро», – говорит Агени.
Представитель ССАВГП утверждает, что теоретически Молдова могла бы купить противоградовые ракеты у Румынии, но их цена намного выше, чем та, которую предлагают россияне или болгары. Последний аукцион, организованный противоградовой службой Румынии, показывает, что румынская противоградовая ракета стоит около 1600 евро.
Сделка «Moldantigrad» или как мы стали покупать ракеты в Болгарии
Расследование Центра журналистских расследований Молдовы 2018 года показало, что наша страна закупала российские противоградовые ракеты еще с 1964 года. Затем, с 2004 по 2015 год, Республика Молдова закупала и собирала в Кишиневе противоградовые ракеты посредством компании, в которой у государства было две пятых акций – закрытое акционерное общество, молдавско-российское предприятие с иностранным капиталом «Moldantigrad». Сделка с «Moldantigrad» оказалась неудачной, поскольку стоимость импорта ракеты была практически идентична стоимости ракет, собранных молдавско-российским предприятием. Таким образом, с 2016 года ССАВГП закупает противоградовые ракеты независимо – у фирм в Болгарии и Российской Федерации.
Закупка противоградовых ракет у болгарской компании ООО «Stroiproect» стала возможной после модификации ракетных установок, созданных Советами, которые не позволяли использовать другие типы ракет, кроме российских. Фирма была основана 30 апреля 2015 года болгарским бизнесменом Красимиром Дамьяновым. Согласно веб-сайту компании, она поставляет необходимые противоградовые ракеты, пусковые установки и информационные системы в государства Европы, Южной Америки и Азии.
Российская компания, сторонница войны в Украине
Российская компания «Чапаев», у которой Республика Молдова закупает противоградовые ракеты большой дальности, является одним из старейших предприятий в Чувашской Республике (Россия). Созданная в 1938 году как завод по производству военной пиротехники, сегодня предприятие выпускает более тысячи изделий военного, гражданского и двойного назначения, причем производство продукции для оборонно-промышленного комплекса является безусловным приоритетом для завода.
С сентября 2003 года компанией руководит Михаил Резников. На сайте предприятия говорится, что Резников пришел в руководство компанией «в то время, когда она находилась в сложном финансовом положении», но ему удалось вывести завод «из затяжного кризиса». Другими словами, в этот период Российская Федерация начала вкладывать миллиарды российских рублей в оборону, фирма на реке Волге была исполнительницей Государственной программы вооружений и оборонного заказа Российской Федерации.
Михаил Резников является членом партии власти в Российской Федерации «Единая Россия», бывшим министром транспорта Чувашской Республики с июня 2016 года по февраль 2017 года, в настоящее время он является членом Государственного совета этой республики. В недавнем репортаже телеканала «Россия 1» Резников представлен как один из организаторов транспортировки гуманитарной помощи в украинский регион Донбасс, практически полностью разрушенный российскими войсками.
Противоградовая система, разработанная еще во времена СССР, диджитализирована из одного источника
За последние 20 лет аналогичным образом из одного источника была диджитализирована инфраструктура противоградовой защиты. Только это было сделано не для изменения российских систем, а посредством закупки ССАВГП пакетов программного обеспечения и информационных систем для формирования автоматизированной системы «АСУ-МРЛ». В ходе этих учений также были диджитализированы метеорологические радары «МРЛ-5», приборы, существующие с советского периода, которые обнаруживают и локализуют очаги штормов, града или осадков в радиусе до 200 км. Также закуплены цифровые приемники, которые передают информацию с радара в автоматизированную систему. Товары на сумму в несколько миллионов леев были закуплены исключительно в Промышленном научном центре «Антиград» в городе Нальчик, Кабардино-Балкарской Республики, также в составе Российской Федерации.
Договоры на миллионы леев, заключенные напрямую
Публичная информация на сайте AГЗ показывает, что за последние десять лет российская компания получила контракты с ССАВГП на сумму около 9 миллионов леев.
Последняя закупка была сделана в июне 2021 года, когда власти приобрели два цифровых приемника за 1,3 миллиона леев. Процедура закупки осуществлялась путем переговоров с Центром «Антиград», без предварительной публикации объявления об участии. А в 2020 году, также путем переговоров без предварительной публикации, Центр «Антиград» выиграл право на поставку ССАВГП цифрового приемника, стоимость которого составляет 615 тысяч леев. Из-за войны России против Украины в этом году ССАВГП не организовала ни одного аукциона по продолжению диджитализации системы.
В декабре 2018 года власти закупили версию 6.4 автоматизированной системы «АСУ-МРЛ», с цифровым приемником. На этот раз ССАВГП объявила публичный аукцион, запросив ценовые оферты. И на этот раз контракт выиграл Центр «Антиград», будучи единственным участником. Стоимость закупки составляет 60 тысяч евро или эквивалент тогдашнего обменного курса почти в 1,2 миллиона леев. При такой высокой стоимости законодательство обязывает организацию-заказчика провести открытый аукцион, а не аукцион, посредством запроса ценовых оферт.
Также в 2018 году власти закупили тиратроны за 251 тысячу леев и автоматизированную ракетную установку для запуска ракет на сумму 370 тысяч леев. И тогда контракты выиграл тот же Российский научный центр.
Эксперт: «Это нарушение закона»
Относительно декабрьского аукциона 2018 года эксперт ИРСИ «Viitorul» Диана Ранга-Енаки утверждает, что правовая база была нарушена.
«Это должен был быть открытый аукцион. Безусловно. Это нарушение закона. Для закупочных процедур товаров и услуг с оценочной стоимостью более 800 тыс. обязательной является применение процедуры открытого аукциона, у которой более длительный срок подачи оферт. Этот срок должен соблюдаться, во-первых, в целях соблюдения закона и, во-вторых, для предоставления достаточного времени для подачи оферт. Здесь очевидно, что закон был нарушен», – заявила эксперт.
Поставщик из Кабардино-Балкарской Республики. Научно-техническое сотрудничество
Научно-производительный центр «Антиград» был основан в 1992 году в городе Нальчик. Согласно веб-сайту компании, центр представляется как имеющий около 20 клиентов в 10 странах и что за последние 25 лет он поставил более ста систем различных типов.
Директор ССАВГП Ион Гараба говорит, что руководимое им учреждение и Центр «Антиград» сотрудничают на протяжении десятилетий, имея стандартное научно-техническое сотрудничество, вследствие которого Республика Молдова только выигрывала.
«В 80-90-е годы служба закупала радары, старую электронику, а в 2000-х нам пришлось решать, либо покупать новый радар стоимостью 1,5-2 миллиона долларов, либо совершенствовать старые. Чтобы не платить 2 миллиона долларов, мы постепенно диджитализировали радар. Мы платим 80 – 100 тысяч долларов и получаем новый радар. То есть, в 10 раз дешевле. Мы – те, кто составляет техническое задание, с параметрами, которые мы желаем. Они разрабатывают, приезжают к нам, внедряют, мы тестируем, если всё хорошо, то хорошо, если нет, то что-то корректируем. Это стандартное научно-техническое сотрудничество», – говорит Ион Гараба.
Директор ССАВГП: «У нас просто-напросто нет других вариантов»
У чиновника есть объяснение тому, что закупки руководимым им учреждением осуществляются из одного источника.
«Автоматизация, которую мы делаем с этим научным центром, позволяет нам получить более 70 параметров. Мы видим тонкую структуру облака, мы видим все взаимодействия между коллективными клетками, и это позволяет нам полностью управлять и контролировать процессом, и мы точно знаем, куда нужно запускать ракеты, когда, каков начальный этап и когда нам нужно закончить. Такого автоматизированного радара, с такой точностью и с такими параметрами я не знаю в мире. Они были одними из тех, кто разработал этот радар. Это их изобретение, и они знают, как делать автоматизацию. Мы осуществили очень крупные оптимизации, потому что наша задача – максимально эффективно использовать государственные деньги. Я был бы очень признателен, если бы кто-то из Европы или других стран разработал радар с такой точностью и по приемлемой цене. Но его не существует. У нас просто нет других вариантов. Мы можем объявить европейский конкурс, который продлится 100 дней, и мы придем к тому, с чего начали», – утверждает Ион Гараба.
Эксперт: «Сомнительно здесь то, что, если они запустили открытый аукцион, значит, теоретически говоря, это возможно было и до сих пор, не только в этом году»
Эксперт Диана Ранга-Енаки утверждает, что Закон о государственных закупках допускает организацию аукционов из одного источника, когда альтернатив нет, но объявленный в марте этого года аукцион на закупку противоградовых ракет вызывает ряд вопросов, в том числе: почему до сих пор эта процедура не была соблюдена.
«Сомнительно то, что, если они запустили открытый аукцион, значит, теоретически говоря, это возможно было и до сих пор, не только в этом году. Практически, они даже не отменили аукцион, но остановили процедуру до того, как была подана хотя бы одна заявка. Здесь я бы показала красный флажок. Они вроде как хотели показать, что они открыты, прозрачны, но остановили процедуру еще в зародыше. Сомнительным является еще один факт: ведомство-заказчик должно было предусмотреть, чтобы у него было достаточно времени для организации аукциона», – заявила эксперт.
В настоящее время в Республике Молдова функционируют 132 противоградовые ракетные пусковые станции, автоматически подключенные к единому контрольному пункту в Кишиневе, и 12 специальных единиц, которые охраняют сельскохозяйственные культуры на площади почти 1,66 млн га земли.
Виктория БОРОДИН