Материал Hromadske
В рамках обязательной эвакуации в течение августа из Донецкой области выехали 10 тысяч человек. Треть из них — дети. Более тысячи — маломобильные и пожилые люди. В очереди на обязательную эвакуацию — части Харьковской, Запорожской и Николаевской областей. Почему стоит выезжать, как это происходит, какие будут последствия отказа и станет ли эвакуация принудительной — в нашем материале.
Что такое обязательная эвакуация?
Эвакуация населения предусмотрена Кодексом гражданской защиты. Согласно ему, полномочия по защите населения имеют органы местного самоуправления. Это касается и эвакуации людей из зоны боевых действий, объясняет адвокат Игорь Чудовский.
2 августа на сайте Кабмина появилось распоряжение премьера Дениса Шмыгаля о проведении обязательной эвакуации населения Донецкой области. В документе говорится, что вывозить людей нужно в 13 безопасных регионов из перечня.
Организовать и провести эвакуацию правительство поручило главам ОВА вместе с профильными министерствами, полицией и спасателями. Также привлечены СБУ и «Укрзализныця».
Почему важно эвакуироваться?
Правительство пошло на такой шаг на фоне приближающихся холодов, поскольку все объекты критической инфраструктуры, обеспечивающие жизнедеятельность региона, фактически разрушены оккупантами.
Отопительный сезон будет невозможен в Донецкой области. Электричества тоже не будет. В то же время россияне продолжают постоянные обстрелы. В правительстве признают, что эта зима будет чрезвычайно сложной, поэтому людям следует заранее позаботиться о своей безопасности.
Какие гарантии от государства?
Гражданам, решившимся на эвакуацию, государство обязуется предоставить бесплатное жилье, финансовую помощь по прибытии, питание, гуманитарную, психологическую и медицинскую помощь, а также социальное сопровождение при оформлении помощи от международных организаций.
Как указывает адвокат Игорь Чудовский, эту помощь не получат жители Донецкой области, которые отказываются от эвакуации. Он также отмечает: если что-то из того, что сейчас гарантирует государство, человеку не предоставят, он имеет полное право обратиться с иском в суд.
Как проходит обязательная эвакуация?
Желающим уехать из опасного региона необходимо оставить заявку по телефону +38(098)-890-33-18 или 1548. После этого к вам домой приедет комиссия в составе представителя ГСЧС и представителя местных властей. Они расскажут, на чем и куда вы будете уезжать. А еще помогут собраться и довезут до места эвакуации.
В безопасные регионы людей вывозят поездами и автобусами. Во время поездки им помогают оформить справку для получения статуса внутренне перемещенного лица. По прибытии в пункт назначения эвакуированным выдают первую финансовую помощь от государства. Взрослые получают по 2 тысячи гривен, дети и люди с инвалидностью — по 3 тысячи.
Кроме того, все желающие могут эвакуироваться и самостоятельно, если есть безопасные условия. Эти люди также могут получить все гарантии от государства.
А если отказаться от эвакуации?
Эвакуация является обязательной, но не принудительной. Если человек по состоянию здоровья или по другим причинам не желает уезжать, ему следует написать заявление об отказе.
В заявлении говорится, что человек персонально отвечает за все, что с ним может происходить дальше. Родителям выдают отдельный бланк, в котором отмечается, что они осознают возможность негативных последствий для своих детей.
Технически этот документ требуется не для гражданина, а для органов, занимающихся эвакуацией, объясняет адвокат Игорь Чудовский.
Если человек не хочет писать заявление об отказе, уполномоченные органы сами составляют акт о том, что человек отказался.
Наказания за отказ от эвакуации нет. Каждый человек на свой страх и риск распоряжается собственной жизнью и решает, что ему делать.
Возможна ли принудительная эвакуация?
Украинское законодательство не разрешает никого принудительно эвакуировать. Есть конституционные нормы, дающие право людям свободно перемещаться. Да, прописаны определенные запреты о зонах, куда нельзя выезжать. Но находящихся в собственном доме никто не имеет права выгнать силой.
«Мы не в СССР, и закон гарантирует, что с нами не поступят так, как в 1944 году поступила с татарским народом советская власть», — объясняет Игорь Чудовский.