Пропаганда «работает», когда общество характеризуется неопределенностью
Жители сельских районов потеряли доверие к Правительству, местным властям и обещаниям политиков. В отдаленных деревнях остались только старики, их жизнь отмечена бедностью, нестабильностью и неопределенностью. Поскольку власти не решают проблемы, а силы, называвшие себя проевропейскими, привели к разочарованию, люди склонны верить всему, что говорят медиа-источники, даже если некоторые из них занимаются дезинформацией или манипулированием. Таково мнение ряда директоров местных газет, которые признают, что после того, как проходят через порочный круг государственных учреждений, люди приходят в редакции, прося о помощи.
«Состояние людей в селах угнетающее, особенно в тех, которые находятся на большом расстоянии от национальных шоссе. Это депрессивное состояние. Люди бедны, у них нет рабочих мест, единственная надежда – на изменения. Некоторые верят в смену Правительства, другие в изменение статуса Молдовы – объединение с Румынией. Около половины населения, не только молодежь, но и люди в возрасте, сознательно утверждают, что единственное спасение это интеграция в ЕС. Есть и такие, кто выступает за бывший СССР. И часть из них – молодежь, которая не жила в СССР, но пропаганда, которую проводит Россия на территории Молдовы, эффективна. Российские бесплатные телеканалы, в отличие от газет, за которые нужно платить, с утра до вечера повторяют одно и то же, что лучший народ – российский, что там самая лучшая демократия. Молодежь, которая не жила в СССР, не знает, что это такое, но хочет туда, это свидетельство того, что пропаганда работает», – говорит Николай Сандуляк, директор газеты «Unghiul».
Политические интересы намного легче пропагандировать, когда в обществе есть проблемы и оно расколото из-за различных точек зрения. В Унгенах, признает Николай Сандуляк, отсутствует общение между обычными людьми и администрацией: «Сотрудники примэрии или районного совета часто обижаются, что люди не идут к ним, а приходят в редакцию. Это происходит потому, что мы пытаемся осветить каждую проблему, в то время как они ничего не решают. Инвестиции приходят в большие города, а в маленьких селах, где нет школы или центра здоровья, человек оставлен на волю случая, власти находятся далеко от них. Деревни стареют. Читатели газет, как правило, старше 50 лет, молодые люди мигрируют в Интернет».
Те же проблемы были выявлены и в селах на юге. Ион Чумейкэ, директор газеты «Gazeta de Sud», говорит, что население Чимишлии смущает все, что происходит в Кишиневе. «В Чимишлии пять лет назад насчитывалось более 11 тысяч студентов. Сегодня их число сократилось вдвое. Многие школы в небольших деревнях были закрыты, дети ездят в соседние села. С точки зрения образования, это, возможно, им на пользу, но в других отношениях – нет. Из 38 административно-территориальных единиц в Чимишлии, примэрии есть в 23, то есть 15 слишком малы и, к сожалению, бесперспективны. А в условиях, когда нет школы, нет медицинского пункта, а только магазин или бар, люди начинают выпивать. Негативную тенденцию представляет и большое количество женщин, уезжающих за границу. Женщины посылают деньги домой, а мужчины не занимаются ни образованием детей, ни работой по дому, но пьют. Мы, как средства массовой информации, должны отражать эти явления», – сказал Чумейкэ.
Руслан Михалевский, главный редактор «СП» в Бельцах, говорит, что люди приходят с конкретными проблемами, касающимися сообщества, и редко адресуют вопросы о геополитических проблемах: «Что касается медиапродукта, качества и пропаганды, могу сказать, что проблема существует, и что люди заинтересованы в этом, но мы замечаем, что очень и очень сложно изменить их отношение в контексте критического медиапотребления. Иногда бывает трудно убедить людей в том, что они были неверно проинформированы. Это проблема». В то же время, Руслан Михалевский признает, что большинство жителей Бельц настроены прорусски, и это объясняется тем, что передачи телеканалов из Российской Федерации ретранслируются нон-стоп и имеют республиканское покрытие. «В Бельцах много прорусски настроенных, я думаю, около 60%. Есть и прозападные позиции. Соотношение объясняется уровнем влияния российских СМИ. Люди доверяют именно тому, что говорит Prime или Первый канал. Самое главное, что они не чувствуют себя объектом манипулирования. Недавно я брал интервью у консула Украины в Бельцах, и увидел в комментариях, как люди пишут, что в Украине нацисты, хотя никогда там сами не бывали. Вот это отношение и сформировано пропагандой».
Борьба с этим явлением, говорит журналист, не может осуществляться только путем публикации качественных материалов, этого слишком мало. Газета «СП», например, публикует антипропагандистские материалы в специальной рубрике. «Мы пытаемся как-то изменить отношение людей с точки зрения критического потребления медиапродукта. Но до сих пор мы не нашли решения по распространению этого посыла таким образом, чтобы люди были информированы объективно», – говорит Руслан Михалевский.
Примеров манипулирования становится больше во время избирательных кампаний, а люди наивно считают, что выборы могут привести к изменению, отмечает Виктор Кобэсняну, главный редактор газеты «Observatorul de Nord»: «Люди пребывают в ожидании, и я думаю, что их активность на президентских выборах будет очень высока. Люди по-прежнему наивно надеются, что любые выборы станут шагом на пути к изменению, чего не происходит. Но человек забывает. Каждый из них живет надеждой, что придет другой, и будет лучше. Да, люди, возможно, наивны, но не глупы. Они наивны в своем стремлении к лучшей жизни, но я понимаю, что завтра не придут другие, чтобы сделать нас счастливыми, чтобы увеличить им пенсии. Я хочу сказать, что люди сейчас обеспокоены тем, что у Молдовы нет соглашения о сотрудничестве с МВФ. Они понимают, что в один прекрасный день у них больше не будет зарплаты, и на них оказывает влияние не столько борьба между партиями, не то, что кто-то хочет свергнуть Правительство, сколько заработная плата и завтрашний день».
В то же время, разочарование в связи с действиями властей заставляет людей обращаться к средствам массовой информации для решения проблем, и от этого независимая и свободная пресса может выиграть.
«Отношения с примэриями, полицией, судом, социальной помощью сложные. Народ недоволен тем, что делают власти. У нас множество критических расследований в отношении документов, принятых с нарушениями или незаконно, не приносящих людям удовлетворения. Когда одна или две проблемы решаются, люди благодарны и видят в газете поддержку, последнюю надежду. Они уверены, что мы сделаем все возможное, чтобы помочь им. Это не всегда удается, потому что мы не всесильны, мы не судьи, не прокуроры, не полиция. По крайней мере, мы делаем все возможное, чтобы помочь им. Пресса сохраняет доверие», – заключает Тудор Ященко, директор газеты «Cuvântul» и председатель Ассоциации независимой прессы Молдовы.
МАРИНА ЧОБАНУ