Омар Соса: 7 номинаций на Грэмми, 3 ноты и одно «Спасибо, ваша музыка останется со мной до конца»
Омар Соса (56 лет) приехал из Кубы. В кишиневской гостинице, в которой он остановился, я нашла его обедающим, с рыбой и белым вином. Его первыми словами было: «Сначала жизнь, потом работа». На следующий день он должен был выступить на сцене Ethno Jazz Festival. Рассказал об урагане в Америке и о том, как на Кубе люди танцуют, стоя по колено в воде, потому что когда ты бедный, тебе особо нечего терять и ценишь то, что имеешь.
Куба, где он вырос, воспитала его как борца, «потому что у нас нет очень многих вещей». Куба дала возможность научиться ценить вещи в жизни. «Когда у вас ничего или почти ничего нет, начинаете понимать, что все, что имеет значение – это хорошее воспитание и счастье. С этим вы можете идти в мир», – сказал Омар.
«Все повторяется, в той или иной форме»
Берет кусочек хлеба со стола и поднимает его к свету. «Когда у тебя многого нет, и видишь, например кусочек хлеба, ценишь его. Вы не думаете об этом только как о кусочке хлеба. Когда кто-то ставит этот кусок хлеба на стол, говоришь ему спасибо. В Америке не так, в Испании тоже. Но в Африке или на Кубе в мои времена так было. Поэтому я люблю радоваться жизни. Потому что каждая секунда первая и последняя. Она никогда не вернется. Возможно, Куба дала мне такое чувство без того, чтобы я это осознавал», – откровенно говорит Омар.
Когда он покинул свою страну, чтобы покорить мир, заметил, насколько он большой, а люди покупают много вещей, которые зачастую им даже не нужны. Его это сильно удивило. «Меньше это больше», – хитро улыбается Омар.
С детства он хотел быть просто счастливым. Сначала мечтал заняться баскетболом, но когда пошел на матч, кто-то из игроков ударил его по лицу, и он отказался от этой идеи.
Его сын прошел через такой же опыт. «Он выше меня и очень хорошо играет в баскетбол. Но, он сказал, что не хочет видеть насилие и соперников вокруг себя. Жизнь циклична, все повторяется в той или иной форме. Я сказал то же самое своему отцу», – вспоминает с ностальгией музыкант.
«Мона Лиза и шумные кубинцы»
Омар продолжает нить воспоминаний. Он вспоминает, как в детстве каждое воскресенье семья пила ром или пиво и пела песни, как влюбился в музыку, как обнаружил, что «музыка является голосом души». Вспоминает, как каждое воскресенье все пели «Мона Лиза, Мона Лиза…» и хриплым голосом напевает мелодию детства.
«…И было громко слышно, потому что на Кубе люди шумные. У меня были, к тому же, мощные динамики. Но музыка была настолько хороша, что соседи ничего не говорили. Такими были наши воскресные вечеринки. Пили… это были классические семейные ужины. С вином или ромом. Однажды я сказал: «Папа, я люблю музыку!» И он ответил мне, «если у тебя есть талант, ты должен учиться для того, чтобы развивать его». Папа всегда хотел, чтобы все мы имели возможность учиться», – говорит Омар.
Он поступил в консерваторию. Естественно, он сталкивался с определенными проблемами. Однако, важно то, что «сегодня я стою здесь и пью вторую бутылку вина, вокруг много любви, и у меня есть возможность петь. Так что говорю за это спасибо».
Эту безграничную радость простым вещам он объясняет тем, что много путешествует. «Если бы я ходил каждый день в офис, я бы умер. Тем не менее, есть люди, которые любят стабильность и рутину, и я здесь, чтобы говорить о них через нашу музыку», – заявляет Омар.
«Три ноты… до конца»
Вдохновение приходит из всего, что его окружает, но в основном из свободы. «Когда вы идете по жизни с принципами и делите любовь, единство и абстрагируетесь от других вещей, на которые люди обращают внимание только для того, чтобы отделить одних от других, как это делают политики, тогда вы свободны. И это хорошо, быть свободным, прежде всего внутри, пропустить через себя то, что означает правильно и неправильно, и найти хороший способ, чтобы сказать, что хорошо, а что плохо», – отмечает музыкант.
Чтобы еще раз поблагодарить Вселенную за то, что существует музыка, которой он может заниматься, вспоминает случай, который произошел этим летом во Франции.
«На мой концерт пришла дама. У нее был рак в терминальной фазе. Наш квартет исполнил песню, которая ей очень понравилась. Она называется „My three notes”. Энергия песни была очень сильной! В конце концерта был социальный момент. Дама подошла ко мне и сказала: «Спасибо, ваша музыка останется со мной до конца». Она умерла пять недель назад. Я сказал моим друзьям, что каждый раз, когда мы поем „My three notes”, мы говорим с ее душой, и это одна из самых красивых вещей из всех, которые могут произойти. Потому что, видите ли, музыка может лечить людей. Я не говорю, что может вылечить рак, но кто знает? Почему бы и нет? По крайней мере, дает надежду, или хорошее настроение, а это главное», – улыбается Омар.
В то же время, он осознает, что музыка длиться всего час-полтора, а остальное – это жизнь. Женат в третий раз. Иногда высыпается, другой раз – нет. Иногда самолет задерживается. И так далее. Таким образом, вынужден находить способ для себя и для окружающих его людей, чтобы хорошего времяпрепровождения. «Потому что, если мы это сделаем, всё, что произойдет потом на сцене, будет полно любви и прозрачности», – заключает Омар, чья музыка останется со мной до конца.
Омар Соса был номинирован 7 раз на премию Грэмми. Он выступил в воскресенье, 24 сентября, в рамках Ethno Jazz Festival.
Алёна ЧУРКЭ