Principală  —  Политика  —  Stop fals!   —   Новый Кодекс телевидения и радио:…

Новый Кодекс телевидения и радио: между „контрпропагандой” и свободой выражения

Последние изменения Кодекса телевидения и радио, принятые Парламентом в первом чтении, предусматривающие, что телеканалы должны транслировать отечественный продукт в течение 8 часов на протяжении дня, а 80 процентов от общего объема продукта должны быть на государственном языке, вызвали противоречивые реакции в обществе. НПО в сфере СМИ считают, что они приведут к монополии на рынке средств массовой информации, Ассоциация русскоязычных журналистов Молдовы утверждает, что они представляют собой недружественный жест в отношении Российской Федерации, а Европейский союз дал понять, что запрет на ретрансляцию иностранных каналов и чрезмерные требования относительно выпуска собственной местной продукции значительно сузит аудиовизуальный рынок Молдовы.

Положения нового Кодекса телевидения и радио

Проект нового Кодекса телевидения и радио был принят в первом чтении в пятницу, 1 июля, более года спустя после того, как законодательная инициатива был вынесена на обсуждение в Парламент. Документ предусматривает обязанность радиовещателей выпускать восемь часов отечественного или своего собственного продукта; реформу КСТР посредством изменения его наименования на Совет по телевидению и радио и сокращение числа членов с девяти до пяти; разделение компании «Teleradio-Moldova» на два отдельных юридических лица – «Moldova 1» и «Radio Moldova»; установление «платы за публичную услугу радио- и телевещания».

В то же время, действующий Наблюдательный совет изменит свое название на Совет по надзору, состоящий из 9 членов, которые должны быть публичными личностями с профессиональной квалификацией в различных областях.

В соответствии с новыми изменениями, позволяется транслировать информационные и аналитические политические программы, произведенные в государствах-членах Европейского Союза, Соединенных Штатах Америки и странах, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Это означает запрет на ретрансляцию каналов из Российской Федерации, потому что она не ратифицировала соответствующую Конвенцию. Раскритикованный депутатами-коммунистами и социалистами, проект будет подвержен правкам с целью актуализации содержания закона и приведения его в соответствие с европейскими стандартами.

«Контрпропагандистские» поправки и люди Плахотнюка

Спустя время, 7 июля 2016 года, Парламент принял, тоже в первом чтении, два законопроекта с поправками к голосованию в рамках второго чтения нового кодекса.

Первая инициатива, предложенная либералами, обязует радиовещателей и распространителей услуг выпускать отечественные программы информационного и аналитического характера в пропорции 100%, из которых 80 должны быть на румынском языке, и запрещает распространение информационных и аналитических продуктов из стран, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Либералы также потребовали введения штрафа в размере от 30000 леев до 50000 леев, приостановления действия лицензии на вещание на 30-дневный период или отзыва лицензии на вещание, в случае несоблюдения вещателями установленных положений.

Вторая инициатива была предложена депутатами-демократами и либерало-демократами, однако, последние отозвали свои подписи под документом в начале дебатов в Парламенте. Она предусматривает увеличение продолжительности вечернего прайм-тайма с 18:00 до 24:00, а также запрещает вещание военных, аналитических или политических программ из государств, которые еще не подписали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. В то же время, авторы проекта требуют у телеканалов увеличения отечественного продукта в лучшее эфирное время с 4 до 6 часов, при условии, что у них должны быть передачи отечественного продукта на протяжении 8 часов в течение дня. И, в этом случае, вещатели, которые не будут соблюдать предписания, рискуют получить штрафы, ограничения на размещение рекламы или отзыв лицензии по решению судебной инстанции.

Хотя депутат-демократ Сергей Сырбу, один из авторов законопроекта номер 218, заявил, что инициатива была одобрена ОБСЕ, НПО установили, что он блефовал, потому что представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович подвергла поправки критике как «нарушение международных стандартов свободы выражения». Дуня Миятович также выразила надежду на то, что поправки будут пересмотрены до голосования во втором чтении, чтобы не «ограничивать свободу выражения и свободного потока информации».

Отметим, что в 2015 году журналисты из «Newsmaker» установили: разработка нового Кодекса телевидения и радио производится по согласованию с телевизионными каналами, контролируемыми демократом Владимиром Плахотнюком и «Casa de Publicitate», принадлежащим бизнесмену и финансисту Демократической партии. Журналисты предали огласке рабочее письмо, касавшееся новых изменений и консультаций в данной области, которое депутат-демократ Сергей Сырбу передал не только коллегам из ДП и ЛДПМ, но и Петру Желиховски, главе «General Media Group» (GMG), которая контролирует каналы ТВ: Prime, Publica, Canal 2 и другие, – а также Дорину Павелеску из «Casa Media», рекламного агентства-монополиста на молдавском рынке, контролируемого Плахотнюком.

Угрозы России, протест башкана и русский язык

Оба проекта вызвали немедленную негативную реакцию. Юлия Семёнова, председатель Ассоциации русскоязычных журналистов Молдовы, заявила в декларации организации, что принятые изменения являют собой недружественный жест в адрес Российской Федерации, которая, в рамках визита вице-премьера Дмитрий Рогозина, выразила открытость для сотрудничества и восстановления добрых отношений с Республикой Молдова. «Они запретили ретрансляцию информационных программ из стран, которые не подписали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, однако, остается неясным, почему Соединенные Штаты Америки, которые также не подписали эту Конвенцию, могут ретранслировать свои передачи на территории страны. Ясно, что все направлено против России, и именно в период, когда были предприняты конкретные шаги по улучшению отношений», – считает Юлия Семенова.

Что касается доли продукции на румынском языке 80 к ста, Семенова считает, что «это грубое нарушение Конституции, Закона о функционировании языков на территории Молдовы и статуса национальных меньшинств». Позицию трудно понять в ситуации, когда этнические русские, по данным Переписи 2004 года, представляют лишь 9,39% населения страны, что менее, нежели этнических украинцев, а на русском языке говорят только 15, 99% населения страны.

Впоследствии и Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИДРФ) квалифицировало этот шаг как «недружественный» и предупредило, что «Москва будет внимательно следить за эволюцией этой инициативы», потому что «целью предлагаемых поправок к Кодексу телевидения и радио является ограничение деятельности российской прессы в контексте, когда русский язык является языком межнационального общения в Республике Молдова».

Предупреждение Москвы вызвало немедленный резонанс в Комрате, поскольку башкан Гагаузии Ирина Влах заявила, что местные власти не будут выполнять решение Парламента, а российские телевизионные каналы будут продолжать транслироваться на территории Гагаузской автономии.

Эксперты призывают к свободе выражения

«Freedom House» – независимая организация, которая поддерживает демократические изменения, следит за состоянием свободы во всем мире – требует, чтобы Парламент пересмотрел законопроект и взглянул на него намного более критично, в контексте европейских ценностей и принципов, к которым стремится Молдова. «Запрет передач или ретрансляция иностранного контента в рамках ограничительного законодательства подорвет свободу прессы», – заявил Роберт Херман, вице-президент по вопросам многосторонних инициатив и программ по оказанию чрезвычайной помощи.

Дебаты относительно инициативы демократов, прошедшие 14 июля, были объявлены за день до того, на сайте законодательного органа, чем объясняется малочисленное присутствие экспертов в сфере СМИ и представителей гражданского общества. В связи с этим, Надин Гогу высказала подозрение, что эти консультации проводились только для галочки, чтобы имитировать прозрачность.

На данный момент, в Молдове 68 телеканалов, а 2/3 транслируемых на территории страны иностранных вещательных станций – из России Федерации.

Марина Чобану