Principală  —  Важное   —   Лицом к лицу

Лицом к лицу

ZdG решила в этом выпуске газеты, накануне второго тура всеобщих местных выборов, задать одинаковый набор вопросов двум кандидатам на пост примара Кишинева: Андрею Нэстасе (Блок «ACUM») и Иону Чебану (ПСРМ).

Андрей Нэстасе, кандидат на должность примара Кишинева:

— ZdG: Какие три наиболее важных проекта Вы бы осуществили, если бы стали примаром?
— А.Н.: Ожидания людей, чистота, и когда я говорю о чистоте, я, конечно же, имею в виду и будущее Примэрии, полную прозрачность административных процессов в ней. Я также имею в виду санитарию этого города. Как раз сегодня мы говорили о необходимости решить проблему очистных сооружений, которые уже сделали адской нашу жизнь. Само собой разумеется, транспорт. Таковы приоритеты. Мы не можем говорить как в четвертом классе о трех делах, которые хочешь сделать завтра.

— ZdG: Какие решения Вы примете в отношении незаконных построек?
— А.Н.: Я буду максимально жестким, но в то же время корректным. Я сделаю все, что в моих силах, чтобы в рамках лояльного сотрудничества с государственными институтами, прежде всего, я обращаюсь к Правительству и Парламенту улучшить существующую нормативную базу и, в той части, где она ошибочна, где совершались противоправные действия, мы уведомим компетентные учреждения, которые стали соучастниками мафии в сфере недвижимости.

— ZdG: Вы их снесете или нет?
— А.Н.: Где это будет возможно – да. Потому что у нас достаточно блуждающее законодательство, которое не позволяет слишком легко сносить то, что уже построено. Я не хотел бы выглядеть легкомысленным и говорить, как это делают некоторые из моих соперников, говорить то, что нравится людям. Мы будем опираться на каждый случай отдельно и в соответствии с тем, что позволяет нормативная база, именно так мы и будем действовать. Конечно, в будущем такие вещи больше не повторятся (прим. ред.: незаконные постройки), потому что мы будем внимательно следить за каждым клочком земли в этом городе.

— ZdG: Сколько времени Вы проводите в пробках и что Вы предпримете, чтобы дорожный трафик не крал у нас время?
— А.Н.: Много времени… Зависит от того, когда я выхожу. Если я выхожу в 6 утра, то стрелой еду на работу. Если я выхожу позже, это занимает больше времени. То, что предложили я и моя команда, чтобы в течение первых двух лет мандата в Примэрии, время, проводимое в пробках, сократилось как минимум на 30%, а затем мы достигнем 50%. Если, так или иначе, сегодня мы тратим час, чтобы доехать на работу, то через два года мы будем терять только полчаса, то есть, мы вполовину уменьшим время, которое мы находимся в пути. Нам нужны комплексные меры, связанные с транспортом, разметкой дорог, светофорами и инвестициями в общественный транспорт, чтобы сделать его максимально эффективным и привлекательным, чтобы люди предпочитали общественный транспорт, а не частный, таким образом, уменьшая заторы на дорогах.

— ZdG: Что Вам известно о качестве питания в детских садах? Если бы Ваши дети были в Республике Молдова, какие детские сады они бы посещали?
— А.Н.: Питание недостаточно качественное. Вы видели, что в последнее время все больше и больше проверок доказывают, что с точки зрения качества существует много проблем. Я приду со специальной программой, чтобы стимулировать местного производителя, в данном случае тот, который производит яблоки. У меня уже подготовлена программа: «Яблоко для каждого ребенка». У нас также есть необходимые суммы, чтобы 88 тысяч детей из Кишинева получили преимущества от этой программы. Я был бы рад, если бы мы могли найти средства для реализации других программ, касающихся питания детей. Что касается детских садов, я не делаю различий между моими детьми и другими, я был бы как все. В любом положении, в котором я нахожусь, я делаю все, что в моих силах, для улучшения качества жизни людей, а в отношении детей – чтобы подход был максимально корректным.

— ZdG: И когда же Ваши дети пойдут в детский сад в Кишиневе?
— А.Н.: Мои дети взрослые. У меня два сына: один в университете, второй в последнем году обучения в лицее, – что также является одной из причин, почему я не могу привезти его домой, потому что я разрушу его перспективу, я разрушу его будущее.

— ZdG: Вернувшись в Кишинев, Вы думаете, что разрушите их будущее?
— А.Н.: Вы преувеличиваете и, пожалуйста… Нет, я этого не говорил, и я вас очень прошу быть внимательной, потому что есть тролли Плахотнюка и Додона, которые хотят только интерпретировать, и они это сделают. Я этого не говорил. Я сказал, что разрушу его перспективу, если переведу его в другую школу в 11 классе. Ему остался еще год. Вы видите, насколько этот аспект меня беспокоит, когда всевозможные наемники занимаются моей семьей и моими детьми. Причина настолько объективная, насколько это возможно, у него остался год в лицее, который он посещал последние семь лет, вот почему я говорю вам, что еще есть немного до того, пока я увижу всех дома рядом со мной: и жену, и моего ребенка. Моей дочери пять лет, и она ходит в детский сад там, где живет ее мама, и когда мы решим все другие проблемы в семье, она, конечно же, приедет сюда с нами и пойдет в любой из детских садов в городе. До тех пор я уверен, что смогу в качестве примара вместе со своими коллегами из Блока «ACUM» улучшить условия пребывания и питания в наших детских садах и школах.

— ZdG: Коррупционные дела, открытые в отношении некоторых служащих Примэрии, обычно заканчиваются решениями о восстановлении в должности ряда чиновников. Что Вы будете делать с коррупцией в Примэрии?
— А.Н.: Ранее я говорил, что искоренение коррупции является для меня приоритетом. А что касается судебных решений, мы очень хорошо знаем, что решение суда не обсуждается, оно исполняется. Конечно, мы приложим все усилия, чтобы о незаконных коррупционных действиях некоторых людей в Примэрии узнала Прокуратура, чтобы узнали государственные учреждения.

— ZdG: Как получается так, что тех, кого ловят с поличным, оправдывают и восстанавливают в должности?
— А.Н.: У нас была политически контролируемая мафиозная юстиция, и бывшая власть основывалась на ней, на коррумпированных чиновниках, на чиновниках, которые вместо того, чтобы блюсти функции, которые обеспечивают им общественное достоинство, прислуживали бывшей власти. Теперь это меняется. Были запущены процессы по реформированию Прокуратуры, начат ряд процессов по реформированию правосудия. Система все еще оказывает сопротивление, но я уверен, что вместе со всеми, кто участвует в этих процессах, мы сможем их успешно завершить.

— ZdG: Как Вы будете поступать со своими друзьями, родственниками, если они будут настаивать на получении должностей или льгот от Примэрии?
— А.Н.: Так же, как поступал и до сих пор. Я не продвигал родственников на должности, потому что они мне родственники. Никого. Вы не найдете никого, кто был поставлен на какую-либо должность только потому, что он приходится мне родственником. Нет. Я предпочитаю выбирать честных людей, профессиональных людей, людей, способных достичь результатов. Степень родства или аффилированности меня не заботит.

— ZdG: Что Вы говорите избирателям, которые всегда голосуют за левые силы?
— А.Н.: Я говорю и тем, кто слева, и тем, кто справа, что город не первых и не вторых. Город для всех граждан, и я призываю каждого из них проанализировать, кто и что может сделать хорошего городу и его жителям. Например, тех, кто не голосовал за меня как примара в прошлом году, я призываю, на этот раз, сделать это, принимая во внимание тот факт, что те, за кого они голосовали, ни с кем не посоветовались, когда решили вмешать Плахотнюка в отмену выборов в Кишиневе. Я призываю всех людей доброй совести понять, что, более чем наши политические интересы, наши идеологии, нам необходимо устойчивое развитие Кишинева, и пришло время прекратить делать косметический ремонт и подлатать. Настало время для устойчивого развития Кишинева, и тот, кто может сделать это вместе со своей командой, – это я, в данный момент при поддержке внутренних партнеров, я обращаюсь здесь к правительству Майи Санду, к экспертам внутри страны, а также к нашим партнерам в Румынии и на Западе.

— ZdG: Несколько дней назад несколько молодых людей подверглись насильственному нападению в центре Кишинева. Чувствуете ли Вы себя в безопасности в Кишиневе, в Республике Молдова?
— А.Н.: Я думаю, что каждый из нас понимает, как трудно было оказаться в сегодняшнем положении. Все еще не хорошо, мы еще не в безопасности, и доказательством этого факта также является этот ужасающий случай. К сожалению, я не нахожусь в должности временно исполняющего обязанности министра. Если бы это было так, некоторые головы упали бы, когда было обнаружено, что несколько плохих людей совершили незаконные действия и были оставлены на свободе без каких-либо правовых последствий. Лично я не могу участвовать в этих процессах, пока я временно отстранен.\

— ZdG: Чем Вы займетесь 4 ноября?
— А.Н.: Я надеюсь, что вместе со всей столицей, жителями города и пригородов мы сможем взять на себя полномочия примара Кишинева. Давайте возьмем их с опозданием на год с лишним, за это время город очень сильно пострадал. Многие решения были отложены, другие были приняты неправильно. Я ожидаю, что 4 ноября станет подтверждением того, что Кишинев желает для себя процветающего европейского будущего, и я уверен, что так оно и будет, потому что в противном случае процессы, начатые на центральном уровне, на уровне Правительства, будут остановлены…

— ZdG: С позиции избирателя, почему Вы бы не проголосовали за Андрея Нэстасе?
— А.Н.: У меня нет особых причин не голосовать за Андрея Нэстасе. Когда голосуешь за кого-то, должен наблюдать его, прежде всего – прошлое, наблюдать за его делами и меньше смотреть на то, что другие говорят об этом человеке. Я думаю, что на протяжении времени я показал, что мне дороги: эта страна, этот город, люди из нашей страны и нашего города. Я показал, что когда они молчали, я боролся. Я показал, что когда Додон и Чебан были соучастниками Плахотнюка и местной мафии, меня преследовали, за мной следили, меня прослушивали. Мне удалось узнать, что когда Иван Чебан готовил кофе для Додона и Плахотнюка, я и моя семья подвергались прослушке, как и мои коллеги по Платформе ДП, Блоку «ACUM». Так что, все более чем очевидно. Все, что я делал в жизни, я делал с мыслью о людях, с мыслью о моей стране, моем городе, и доказательство тому – тот факт, что сегодня мы свободны, здесь, в городе, и на нас больше не осуществляется давление, которое было полгода назад.

— ZdG: Почему Вы бы не отдали голос за Иона Чебана?
— А.Н.: Потому что он представитель структур, враждебных развитию, враждебных модернизации. Он адепт прошлого. Человек, который на протяжении времени имел возможность продемонстрировать, добиться результатов для города на должностях, которые он занимал. Вместе со своими коллегами он стал соучастником мафии в сфере недвижимости, которая захватила город. Иван Чебан бесстыдно лжет везде, где бы ни находился, и всегда. Так что, я не голосую за людей, имеющих в своей политической ДНК предательство и ложь. Избиратели решили однажды – в прошлом году. К сожалению, их голоса были аннулированы с помощью Чебана. Дополнительным мотивом является то, что он не взял на себя ответственность за отсутствие в городе в течение полутора лет избранного примара в условиях, в которых он проиграл выборы. Я спрашиваю себя, неужели и в этот раз, когда он проиграет выборы, он сделает то же самое – обратится ко все еще не реформированному правосудию, чтобы отменить людское голосование. Есть еще несколько причин, которые можно привести, но я не знаю, должен ли я их анализировать, или другие. Люди были убеждены популизмом, отсутствием содержания того, что было сказано и сделано Ионом Чебаном, то есть, несправедливо приписывать себе заслуги, которые тебе не принадлежат. Они принадлежат всему административному аппарату Примэрии Кишинева. Некоторые заслуги или действия, которые осуществлялись на деньги налогоплательщиков. Это несправедливо.

Ион Чебан, кандидат на должность примара Кишинева:

— ZdG: Какие три наиболее важных проекта Вы бы осуществили, если бы стали примаром?
— И. Ч.: ………….

ZdG: Какие решения Вы примете в отношении незаконных построек в Кишиневе
— И. Ч.: ………….

ZdG: Сколько времени Вы проводите в пробках? Как мы можем избавиться от них?
— И. Ч.: ………….

ZdG: Что Вам известно о качестве питания в детских садах? Если говорить о Кишиневе, в какой детский сад Вы бы записали своего ребенка?
— И. Ч.: ………….

ZdG: Часто ли дела о коррупции, открытые на ряд должностных лиц Примэрии Кишинева, заканчиваются восстановлением в должности тех, кто был смещен за акты коррупции?
— И. Ч.: ………….

ZdG: Как Вы будете относиться к своим родственникам, друзьям, если они будут настаивать на получении должностей, земельных участков или других видов выгод от Примэрии Кишинева?
— И. Ч.: ………….

ZdG: Что вы говорите избирателям, которые все время голосуют только за правые силы?
— И. Ч.: ………….

ZdG: На днях несколько молодых людей подверглись насильственному нападению в центре Кишинева. Чувствуете ли Вы себя в безопасности в Кишиневе, в Республике Молдова?
— И. Ч.: ………….

ZdG: Чем Вы займетесь 4 ноября?
— И. Ч.: ………….

ZdG: С позиции избирателя, почему бы Вы не голосовали за Иона Чебана?
— И. Ч.: ………….

ZdG: Почему бы Вы не голосовали за Андрея Нэстасе?
— И. Ч.: ………….

Ион Чебан, кандидат на должность примара муниципия Кишинева от Партии социалистов, хотя первоначально принял предложение редакции, за полчаса до заранее установленного времени объявил нам, что он не сможет принять участие в диалоге.

ZdG связалась с Ионом Чебаном, чтобы назначить дату и время интервью в четверг, 24 октября 2019 года. Он перенаправил нас к Анне Илащук, его пресс-секретарю. В тот же день мы переговорили с ней, впоследствии получив информацию о том, что Ион Чебан согласился на диалог с ZdG во вторник, 29 октября, в 15:30, в офисе редакции.

Однако за полчаса до назначенного времени нам сообщили, что в планах «возникло кое-что срочное», и кандидат от ПСРМ на должность примара столицы не попадает на ранее запланированное собеседование. ZdG выражает сожаление относительно поведения кандидата Иона Чебана…