Кто (не) хочет досрочных выборов?
В четверг, 18 февраля 2021 года, человечество сделало большой шаг к покорению космоса. Корабль космического агентства США под названием Perseverance Mars Rover приземлится, точнее высадится на Марсе. Да, о посадке на Землю мы говорим «приземляться», о посадке на Луну – «прилуняться», а при посадке на Марс можно, как говорится, «примарситься». Когда же вы попадаете в Кишиневский законодательный орган, это значит сначала «припарламентиться», потом «примаршрутиться», в скором времени «примилиардиться», «пришориться» и наконец деградировать.
Зачем нужна эта игра слов? Зачем сравнивать планету Марс с планетой Молдова? В конце концов, космические корабли исследуют красную планету уже более 50 лет.
Сейчас у аппарата Perseverance, который совершает посадку на Марс, особая миссия: собрать образцы, материалы и вещества, которые затем отправят на Землю. Это произойдет впервые. Человечество ищет признаки жизни на Марсе, а также возможности развития и полетов.
В этом контексте возникает ощущение, что большая часть молдавского политического класса ждет, чтобы марсиане «распутали» клубок их проблем. Каждый лидер парламентских фракций наряду с их членами признает, что нынешний законодательный орган не действует, что парламентарии не могут образовать работоспособное, непродажное большинство, которое бы представляло волю граждан. Но когда речь заходит о действиях для проведения досрочных выборов, кажется, что намерения дальше от их реализации, чем Земля от Луны.
«Я твердо говорю: досрочные выборы будут в июне. Я твердо верю, что фракция ПСРМ не должна голосовать за кандидата на должность премьер-министра», – заявил Игорь Додон в начале февраля. Но вот в середине февраля ни он, ни его коллеги-социалисты из Парламента, ни дружественные социалистам политформирования, ни даже бывшие друзья и недруги уже не хотят досрочных выборов так отчаянно. Точнее они хотят и должны хотеть их, но не прямо сейчас.
Во вторник, 16 февраля, Корнелий Фуркулицэ сообщил ZdG, что в первую очередь необходимо техническое правительство, хотя назначенное социалистами правительство рассыпалось прахом перед отставкой Иона Кику. «Мы думаем, что на короткий период нам нужно техническое правительство. Иначе страна рискует столкнуться с глубоким экономическим и социальным кризисом», – заявил Фуркулицэ, хотя сейчас есть временное Правительство во главе с Аурелием Чокоем, который руководит командой, оставленной у власти социалистами. Считает ли Корнелий Фуркулицэ, что социалисты могут проголосовать за другое правительство, которое предложит ПДС, ППДП, партия «Шор» или ДП? Зачем им правительство, которое их не представляет? Почему бы не пойти на выборы с этим самым правительством, которое плоть от плоти ПСРМ? По-моему, члены ПСРМ не хотят терять своих должностей в Парламенте после того, как потеряли президентский пост.
Речи Павла Филипа, лидера ДП, похожи на мысли, которые высказывает Фуркулицэ, когда речь заходит о досрочных выборах. «Досрочные выборы сейчас будут означать еще один потерянный год. Полгода все будут заняты кампанией, а еще полгода – созданием альянсов. Кто позаботится о зарплатах, пенсиях и т. д.?», – задает он риторический вопрос, хотя он был премьер-министром и знает, что в предвыборный период в кампании участвуют парламентарии и партии, а Правительство, пусть и временное или сокращенное, никак не должно вовлекаться в выборы и должно заниматься исключительно исполнительными вопросами, в том числе зарплатами и пенсиями. К тому же, как бывший премьер-министр и нынешний депутат он точно знает, что пенсии выдает Правительство, а не Парламент, олигархи или лидеры партий.
Даже Марина Таубер из партии «Шор» допускает, что у нынешнего состава Парламента есть проблемы с неподкупностью, и что необходимы досрочные выборы. Однако прежде всего, по ее словам, нужно «решить самые насущные проблемы, которые больше не потерпят отсрочки, такие как вакцинация против COVID-19, поддержка бизнес-среды, серьезно пострадавшей из-за пандемии, а также поиск решений для помощи фермерам». Мне кажется, что все эти депутаты считают себя премьер-министрами или же считают людей дураками. Все знают, что вакцинированием уже занимается команда, которую Правительство назначило совместно с ВОЗ, и то же самое касается других проблем, которые должно решать Правительство.
Текущая ситуация в законодательном органе ясно говорит о том, что нынешние политформирования кончают с собой, но пытаются образовать большинство, которое проголосует за новое правительство. Социалисты потеряют голоса, если проголосуют за партию «Шор». ПДС и ППДП потеряют голоса, если проголосуют за социалистов. ДП, Pro Moldova и Pentru Moldova в любом случае проиграют, так как совсем недавно они голосовали только за предвыборную фальсификацию Плахотнюка. Чего же все-таки ждут парламентарии? Что прилетят марсиане и решат их проблемы? Нет никакой политической формулы, которая бы их устраивала, и нет победы без потерь для кого-либо из нынешнего состава. Страна сильно страдает, а люди хотят сделать другой выбор.
В 2021 году человечество в шаге от того, чтобы открыть формы жизни на Марсе, но парламентарии Республики Молдова все еще задаются вопросом, есть ли жизнь после роспуска Парламента. Да, она есть, и есть масса возможностей начать новую жизнь в заброшенных селах, а законодательный орган следует оставить храбрым, добросовестным и упорным людям.
Aлина Раду