Искусство в кризис
Подходит к Музею управы в легкой одежде и с кепи на голове. В руке держит дорожную сумку. Заходим в музей, где стоит прохлада и полумрак. Садимся за столом. Антуан Пикельс еще раз здоровается. Он приехал из Бельгии, где работает художником, писателем, куратором, преподавателем и критиком. Наша беседа состоялась за несколько часов до его полета.
Главными темами исследований Пикельса является современный танец, экспериментальный театр и уличное искусство. В Кишиневе участвовал в цикле презентаций «Город и его культура» в рамках программы Библиотеки в общественном пространстве. Уму не удалось увидеть все то, что предлагает Кишинев, поскольку был очень занят с лекциями в рамках программы. Это, однако, не помешало критику сделать несколько замечаний.
Большие контрасты и отсутствие чувства принадлежности
«Я увидел очень большие и жестокие контрасты между бедностью, которая видна у людей, приезжающих из сел и продающих овощи на рынке, и другими людьми, которые едят суши в ресторанах», – говорит Пикельс. С точки зрения градостроительства, он отмечает советское влияние и новые здания, между которыми нет особого различия.
«У меня странное ощущение того, что называется общественное пространство. Например, в конце 90-х я работал в Конго, в городе Киншаса, который, на самом деле, гораздо больше, чем Кишинев, но там был аналогичный контраст – здания колониальных времен, здания, построенные в период после обретения независимости, и некоторые более поздние неолиберальные строения. Людям в Киншасе также трудно иметь это чувство принадлежности, чувствовать, что городское пространство принадлежит им. В Кишиневе то же самое, в том смысле, что да, людям нравится быть на улице, там есть социальная жизнь, парки полны людьми. Затем, замечаешь много пространства, в котором совсем не легко жить – если вы мама с коляской, если у вас инвалидность, то очень трудно передвигаться. Для многих людей опыт города является ограниченным», – считает Антуан Пикельс, добавив, что, в то же время люди у нас вежливые и есть гражданские чувства, хотя довольно трудно осуществляемые.
Культура на улицах
Пикельс отметил, что, вероятно, не выжил бы, если не занимался бы театром, кино и литературой. „Для меня важна, с интеллектуальной точки зрения, творческая сторона, воспитание и обучение, а так же организация культурных мероприятий. Есть три разные стороны моей личности, и я стараюсь делать всё на этих трех уровнях. С экономической точки зрения, в настоящее время я независимый куратор. Раньше был организатором фестивалей и других мероприятий, а сегодня я больше свободный работник. Это вопрос выживания – надо делать разную работу одновременно, чтобы выжить. Брюссель превратился в дорогой город и можно жить, если просто сидеть дома, но если вы хотите передвигаться, видеть что-то новое, то нужно зарабатывать деньги», – говорит Антуан.
Он продолжает, что в Брюсселе, как и во многих регионах Европы, местный бюджет для культурного сектора был сокращен. Однако, по сравнению с Республикой Молдова, имеет больше финансовых ресурсов, хотя компании и фестивали в Бельгии сократили бюджеты, они нашли другие пути, чтобы работать. В то же время, поскольку его работа направлена на общественное пространство («я никогда не делал бы что-то там, где есть стулья и сцена»), ему приходиться сталкиваться и с проблемами безопасности в связи с террористическими взрывами в Бельгии. «Все, что связано с публичным пространством, стало сложным. На самом деле, приезжая в Молдову, ты спокоен, потому что в Кишиневе видишь мало полиции на улице, в то время как в Брюсселе полиция повсюду. Это усложняет ситуацию», – отмечает писатель.
Тем не менее, «город считает нас друзьями или союзниками, так же и полиция, которая считает, что делает культурную работу на улице», – говорит Антуан. Он вспоминает, что ему пришлось отменить одно мероприятие, потому что его проведение в том месте было слишком рискованным. «Тем не менее, идея в том, чтобы не упасть в крайность с безопасностью – право на демонстрации, на собрание в общественном пространстве не должно быть омрачено», – отмечает он.
Урок независимости
Антуан Пикельс считает важными инвестиции в культуру. «Вы можете сказать, что есть более важные вещи, чем это, но на самом деле, во время кризиса, и в очень сложных ситуациях люди очень часто думают, что важно заниматься искусством, например, потому, что это доказывает им, что они живы. Это как вечеринка. Вам нужно этим заниматься для того, чтобы почувствовать, что вы живы, что вас не убили. Искусство это и способ передачи наших взглядов обществу. Даже если в одиночку невозможно что-то изменить, ваша идея может показать проблему и может привести к переменам», – говорит художник.
В заключение, вернемся к истокам – его отец был прозаиком, поэтом и критиком и оказал большое влияние на Антуана, хотя в начале, как мужчина сам признает, он этого не осознавал. «Мать была художницей и достаточно независимой женщиной. На самом деле они не были женаты. Мать развелась с отцом, когда мне было три года. Это было в 60-е годы. Она жила одна с пятью детьми, будучи художницей без денег, но преподавала и устраивала выставки. Воспитала пятерых детей без поддержки мужа. Это был урок о независимости. И о силе женщины. Об этом я все еще продолжаю думать», – заключает Пикельс.
Алёна ЧУРКЭ