Врач из Молдовы, проживающий в Австрии
«Здесь власти ничего не скрывают, а ведут точный учет»
Ион Потынга обучался медицине дома, в Республике Молдова. Однако он разочаровался в том, что здесь происходит, и решил уехать в Австрию. Там ему удалось легализовать свой диплом и начать работать. В настоящее время он врач-анестезиолог в Австрийской университетской клинике.
ZdG пообщались с Ионом Потынга о том, как защищаются врачи там, и какие меры по борьбе с COVID-19 принимают власти.
Какими были первые дни, когда в Австрии узнали о вирусе? Насколько быстро власти приняли меры по борьбе с COVID-19?
Мы все испытываем шок, и вообще трудно представить развитие этой пандемии, пока не будет найдена вакцина. К сожалению, пострадала почти вся Европа, какими бы развитыми и технически оснащенными не были эти страны, в том числе Австрия. Но здесь сразу были приняты быстрые и решительные меры. Во-первых, открылась горячая телефонная линия – 1450, на которую могут звонить все пациенты, которые подозревают наличие у себя COVID-19. Здесь их обучают действовать дальше. Итак, если у вас подозревают COVID-19, вам запрещено идти к семейному врачу. Можно только звонить по этому телефону и следовать инструкциям. Для этого тренируют специальные службы по сбору образцов и помещению пациентов в специальные отделения под строгим карантином. В первую очередь власти открыли эту линию, затем практически в первые дни закрыли границу с Италией. Многие молодые люди из Больцано региона Южного Тироля в Италии учатся в Инсбруке, и, к счастью, там быстро остановили всякое движение. Хотя именно в этой области возник большой очаг. Второй решающий шаг заключался в том, что примерно за следующие пять дней была в срочном порядке приостановлена работа почти всех учреждений. Открытыми остались только продовольственные магазины и магазины хозтоваров. Все остальное полностью закрыто.
Как граждане отозвались на рекомендации властей?
Они были очень отзывчивыми, но, конечно же, не все. Люди, находящиеся в зоне риска, например пожилые, сели на карантин, но не вся молодежь приняла это всерьез. И, все-таки, количество людей вокруг уменьшилось, и даже если можно было встретить нескольких людей на улице, они держались на расстоянии. Некоторые сейчас также стараются носить маску, но не все строго соблюдается.
Что изменилось в работе врачей во время этой пандемии?
Увеличилась осторожность с каждым пациентом. Каждого пациента, который приезжает из зон очага, или у которого простуда или кашель, проверяют на COVID-19. Что касается пациентов из отделения пульмонологии, абсолютно всех проверяют. Врачей, которые работают с пациентами с подозрением или с положительным результатом, с самого начала снабдили всем необходимым. Больница, в которой я работаю, с самого начала поработала со всем медицинским и парамедицинским персоналом и дала ему наиболее серьезные инструкции и указания. Проводились групповые уроки, а каждый сотрудник получил на электронную почту полную информацию о поведении и отношении к пациентам с COVID-19. Например, мы – врачи-анестезиологи – заходя в операционную к таким пациентам, предварительно надеваем специальный костюм и маску, три пары перчаток и козырек, если пациент кашляет. Мы работаем в полной изоляции. К тому же, у врачей много перепланировок и смен. В среднем, мы работаем примерно 250-300 часов в месяц. Количество пациентов не стало серьезным или драматическим, но в любом случае продолжает расти, по сравнению с другими странами. В Австрии медперсонал старается строго соблюдать правила, а медучреждения работают в строгом порядке. Несмотря на это, у меня также есть коллеги, которые заразились, или у которых подозрение. Все равно невозможно защититься на 100%. Такова наша работа, и такова ситуация на данный момент.
Помимо этого, как защищаются врачи?
Каждый врач, который без защиты контактировал с пациентом, у которого подозрение или подтвержденный результат, обязан оставаться на карантине в течение 14 дней, независимо от своей должности. За всем строго следят. Кроме того, эти 14 дней оплачиваются и не высчитываются из зарплаты врача, пока тот находится в изоляции.
А получают ли врачи надбавки к зарплате или доплаты за риск, которому они подвергаются сейчас?
О доплатах ничего не говорили. Вы врач, вы выполняете свои обязанности и все, несмотря ни на что. Но следует отметить, что австрийское государство качественно и количественно оплачивает труд медработников. Помощь окажут лишь тем, кто потерял работу. Австрийская канцелярия объявила, что выделит около 40 миллиардов евро тем, кто сталкивается с финансовыми трудностями сейчас. То есть получается в среднем 800 евро в месяц для тех, кто находится дома. С другой стороны, если у медперсонала, контактировавшего с пациентами, у которых потом выявили коронавирус, не наблюдается симптомов, и врачи не успевают сделать тест, то к ним домой приезжает специальная команда, которая собирает материал для теста. Затем они находятся на 14-дневном карантине и могут вернуться на работу, если заражение больше не выявляется.
Почему, по-вашему, процент смертности среди пациентов в Австрии все же меньше, чем в других странах?
Я думаю, что это связано с решениями, которые приняло правительство, в частности открыть горячую линию, приостановить всякую деятельность, быстро реагировать, тщательно проверять пациентов и побуждать население звонить врачам, когда им плохо. Социокультурные факторы играют большую роль, ведь здесь все сразу приняли это всерьез, в том числе власти. Власти продолжают серьезно относиться к ситуации, и каждая смерть проверяется. Устанавливается ее точная причина. Власти ничего не скрывают, а ведут точный учет.
А как вы защищаетесь в этот период?
Ну, сейчас мы обязаны везде носить маски, в том числе отправляясь за покупками. В противном случае можно заплатить штраф от 500 евро. В то же время, если выйти на улицу без особой причины, и полиция вас остановит, вновь придется заплатить штраф. У многих водителей должно быть разрешение на передвижение от учреждения, в котором они работают. Сейчас мы защищаемся, как можем, но невозможно знать наверняка… Недавно канцлер Себастьян Курц объявил, что в скором времени Австрия сможет понемногу вернуться к обычному образу жизни и деятельности. Я считаю, что пока не откроют вакцину от коронавируса, заражения будут колебаться, а количество смертей – будут то увеличиваться, то уменьшаться… Сейчас все зависит от исследований и вклада в медицину, а не в армию. В любом случае положение на мировом уровне серьезное. Те, кто настроен более скептически, поверьте, у нас есть отделения интенсивной терапии, которые переполнены пациентами с дыхательной недостаточностью. Не воспринимайте вирус как шутку и защищайтесь.
Алёна ЧУРКЭ