Вопросы ZdG двум кандидатам в президенты: как ответила Майя Санду и как (не) ответил Игорь Додон
В преддверии второго тура президентской гонки ZdG направила одинаковые вопросы двум кандидатам на пост главы государства. Майя Санду ответила на вопросы. Игорь Додон не ответил и не объяснил, почему отказывается давать это интервью.
Воровство, коррупция и плохое качество услуг гонят людей из Молдовы
Майя Санду, кандидат ПДС на президентских выборах
– Президент не может посадить коррупционеров в тюрьму, он не может никого осудить, он не может повышать пенсии, зарплаты, он не может делать дороги, и он даже не может решать, когда и как это произойдет. Но у людей есть эти ожидания от главы государства, ожидания, подпитываемые Вашими многочисленными обещаниями такого характера. Почему кандидаты дают обещания, которые впоследствии НЕ могут быть выполнены?
– Эти обещания могут быть выполнены и будут выполнены. Сказанное в моей президентской программе, мои национальные цели в качестве президента представляют мое видение страны. Такой я хочу, чтобы выглядела Молдова – с рабочими местами дома, с хорошими пенсиями, с развитыми селами, с качественным образованием, с доступными медицинскими услугами. Это то, ради чего я буду работать. Более того, этого – борьбы с коррупцией, создания функционального государства, которое работает для людей, вывода страны из изоляции, повышения уровня жизни – у нас требуют граждане. Приоритеты граждан должны быть и приоритетами ответственного президента. Я намереваюсь и взяла на себя обязательство работать ради лучшей Молдовы. Как я это сделаю? Во-первых, убедившись в том, что государственные учреждения выполняют свои обязанности. Уверяю вас, если во главе страны будет честный и компетентный президент, больше учреждений, больше чиновников будут мотивированы работать честно и будут следовать этой модели. Я также попрошу парламент и правительство ввести в свои рабочие повестки необходимые решения проблем, стоящих перед страной. Я буду выступать с законодательными инициативами и продвигать их в парламенте. Я прослежу, чтобы судьи, которые вступают в должность, были честными и соблюдали закон. Я буду использовать свой международный авторитет, чтобы изыскать поддержку для граждан, и восстановлю отношения с другими государствами. Я буду руководствоваться четком принципом – защитой и представительством граждан. Я убеждена, что этот принцип будет перенят и другими государственными учреждениями, а когда государство начинает работать для граждан, ситуация начинает меняться к лучшему.
– В 2019 году Вы несколько месяцев сотрудничали, занимая посты президента (Игорь Додон) и премьер-министра (Майя Санду). Если бы Вы могли повернуть время вспять, Вы бы сделали что-то иначе? Начиная с объединения ваших сил и заканчивая голосованием по вотуму недоверия?
– Давайте представим на несколько секунд, что было бы, если бы Плахотнюк остался у власти. Что было бы сегодня с нашей страной, с нашими гражданами, которые уже жили в ужасе, подвергаясь жестокому обращению, притеснениям/ Очевидно, что решение избавить страну от Плахотнюка, даже ценой временного союза с социалистами, было правильным решением и ответом на ожидания людей.
Что касается вотума недоверия, то он показал, что Додон не желал реформ для страны и, более того, не желал, чтобы правосудие работало и наказывало воров. Это было совсем не в его интересах. Когда он понял, что его конец близок, если Правительство Санду останется у власти, Додон сместил орган исполнительной власти, которым я руководила, и который привлек деньги в страну, который нашёл ресурсы для увеличения социальных пособий, для перерасчета пенсий, для социальной помощи, который остановил все схемы и начал очистку судебной системы. Додон перенял все схемы, монополии, и его совсем не устраивает, чтобы государство начало нормально функционировать. Я много раз говорила, что мы должны избавить страну от Плахотнюка и от Додона. Мы избавили Молдову от одного из них. В воскресенье мы избавим её от второго.
– Шор и Плахотнюк – оба преследуются в уголовном порядке, имеют политическую власть и не только, в том числе в Парламенте Республики Молдова. Могут ли они быть Вашими политическими союзниками в последующий период или Вы исключаете какое-либо сотрудничество с их представителями?
– Они не были, и не будут. Эти два бандита токсичны, а наш политический класс должен быть в срочном порядке выведен из-под их влияния, поскольку их присутствие в любой форме причиняет стране серьезный ущерб. То, что нам нужно сделать, так это очистить политический класс, инициировав досрочные выборы, потому что этот парламент утрачивает свою легитимность с каждым днём именно из-за связей почти трети депутатов с этими двумя персонажами.
– Президент ранее часто высказывал свое мнение и критиковал определенные категории граждан: румын, христиан из Бессарабской митрополии, диаспору, ЛГБТ, людей без детей, лиц, не состоящих в браке. Что означает «президент для всех»?
– Президентом для всех является президент, который защищает интересы всех граждан, а не небольшой группы лиц. Президент для всех не проводит различия между гражданами, не проводит различия между теми, кто уехал, и теми, кто остался дома, между теми, у кого правые или левые политические взгляды, между носителями того или иного языка. Я буду соблюдать права людей и буду представлять всех граждан в одинаковой степени, независимо от того, говорят ли они по-русски, по-румынски, по-украински, по-болгарски или по-гагаузски. Моя цель заключается в том, чтобы люди Молдовы хорошо жили дома. Настало время остановить раскол, который перемалывает нас уже много лет, перестать позволять политикам разделять общество в их интересах и начать работать плечом к плечу, ради благополучия и безопасности граждан.
– Какая зарплата была бы хороша для президента, чтобы он не поддался искушению участвовать в актах коррупции?
– Зарплата президента, как и любого другого гражданина должна обеспечивать ему нормальную жизнь. Но, если у президента отсутствует мораль и уважение к закону и людям, которых он представляет, никакая зарплата не поможет. Это то, что мы видели в последние несколько лет в президентском учреждении. Вот почему так важно, чтобы на эту должность был избран по-настоящему неподкупный, честный человек, который не дает всем этим сомнениям маячить над ним. Молдова, по итогу, нуждается в человеке, который по-настоящему представит её, и за которого ей не будет стыдно.
– Недавно один из депутатов опубликовал книгу с критикой в адрес гражданского общества. Какой Вы видите деятельность гражданского общества и независимой прессы? Должны ли они иметь право на доступ к финансированию из-за рубежа? Должны ли они финансироваться из государственного бюджета? Почему нам необходимо гражданское общество?
– Роль гражданского общества, НПО и независимой прессы имеет жизненно важное значение в условиях демократии, особенно в такой развивающейся демократии, как наша. Партии и политики должны подвергаться мониторингу со стороны общества. Организованное и критическим подходом по отношению к управлению общество, в конструктивном смысле слова «критический», делает акт государственного управления гораздо более эффективным. Кроме того, финансирование НПО является чрезвычайно транспарентным, осуществляется из законных источников, и большинство из них поступает в виде грантов. Почему макрофинансовая помощь, поддержка МВФ, ВБ, ЕС или других международных доноров, иностранные капиталовложения – хороши, принимаемы, а финансирования НПО вредны? Атака на независимую прессу и свободные НПО отнюдь не случайно исходит от партии миллионеров, которые наживаются на государственных деньгах, социалистов глубоко задели обвинения в политической коррупции, выдвинутые против них после Багамского скандала и «кулька» с деньгами, полученного от Плахотнюка.
Независимая пресса является гарантией того, что кто-то всегда следит за политиками и тем, как они выполняют свои обещания и обязанности.
– Где Вы были в отпуске в течение последних 4 лет? Почему эти направления? Во сколько это Вам обошлось?
– Я был в горах в Румынии несколько раз. В дельте Дуная. Несколько раз я навещала свою сестру, которая работает в одной из стран ЕС. Предпочитаю организовывать праздники на природе, с дорогими друзьями, без особых затрат. Затраты низкие, потому что мы останавливаемся на обычных базах отдыха.
– Какие обещания из тех, что были даны в ходе президентской кампании, Вы, возможно, не выполните, став президентом?
– Мы выполним их все, потому что они достижимы. Я уже сказала, что, если есть воля, решительность и компетентность, то всё, что включено в нашу программу, является реалистичным. Мы не даём пустых обещаний.
– Какое послание есть у Вас для тех, кто проголосовал в первом туре за Вашего оппонента, а также для тех, кто предпочёл других кандидатов, а не Вас? Что Вы можете сказать им, в нескольких предложениях, чтобы они изменили свой выбор?
– Люди добрые! Если Молдова продолжит так же, как было в течение последних 4 лет, мы останемся без людей, потому что воровство, коррупция и плохое качество услуг гонят людей из Молдовы. Если мы будем продолжать так же, мы потеряем и рабочие места, и молодых специалистов, которые в состоянии работать. Если ничего не изменится, мы потеряем медицинских работников, предпринимателей, учителей и технических специалистов, которые не хотят оставаться в стране, где обкрадывают честных людей. Если мы позволим бандитам обкрадывать нас, как они обкрадывали нас в течение последних 4 лет, у нас будут невинные люди в тюрьмах, бандиты на свободе, богатство для преступников и нищета для тех, кто работает. Если мы сейчас не произведём изменения, мы будем изгнаны из собственной страны. Не оставляйте свое будущее в руках тех, кто привел всех нас в нищету и отчаяние. Президентские выборы не решат всех проблем, но могут стать важным шагом для создания функционального государства.
В нашей стране живут замечательные люди, которые ценят веру, человечность и традиции. Добрые и честные люди. Люди, которые заслуживают того, чтобы к ним относились с уважением. Люди, чье терпение испытывалось слишком много раз. Я думаю, что мой долг – бороться за каждого из них. Народ в нашей стране заслуживает лучшей Молдовы.
Я верю в этих людей. Я считаю, что Молдова может быть хорошей страной, государством без коррупции. Государством, где воры наказаны, а у честных людей есть рабочие места, высокие зарплаты и пенсии. Страна, где дети растут со своими родителями, а у бабушек и дедушек есть поддержка в старости. Это изменение, которое я хочу произвести. В воскресенье мы идём на голосование, с надеждой и радостью. У нас есть власть для изменения положения вещей в Молдове.
?????? ???? ?????? ????????
Игорь Додон, независимый кандидат в президенты, поддерживаемый ПСРМ
Президент не может посадить коррупционеров в тюрьму, он не может никого осудить, он не может повышать пенсии, зарплаты, он не может делать дороги, и он даже не может решать, когда и как это произойдет. Но у людей есть эти ожидания от главы государства, ожидания, подпитываемые Вашими многочисленными обещаниями такого характера. Почему кандидаты дают обещания, которые впоследствии НЕ могут быть выполнены?
В 2019 году Вы несколько месяцев сотрудничали, занимая посты президента (Игорь Додон) и премьер-министра (Майя Санду). Если бы Вы могли повернуть время вспять, Вы бы сделали что-то иначе? Начиная с объединения ваших сил и заканчивая голосованием по вотуму недоверия?
Шор и Плахотнюк – оба преследуются в уголовном порядке, имеют политическую власть и не только, в том числе в Парламенте Республики Молдова. Могут ли они быть Вашими политическими союзниками в последующий период или Вы исключаете какое-либо сотрудничество с их представителями?
Президент ранее часто высказывал свое мнение и критиковал определенные категории граждан: румын, христиан из Бессарабской митрополии, диаспору, ЛГБТ, людей без детей, лиц, не состоящих в браке. Что означает «президент для всех»?
Какая зарплата была бы хороша для президента, чтобы он не поддался искушению участвовать в актах коррупции?
Недавно один из депутатов опубликовал книгу с критикой в адрес гражданского общества. Какой Вы видите деятельность гражданского общества и независимой прессы? Должны ли они иметь право на доступ к финансированию из-за рубежа? Должны ли они финансироваться из государственного бюджета? Почему нам необходимо гражданское общество?
Где Вы были в отпуске в течение последних 4 лет? Почему эти направления? Во сколько это Вам обошлось?
Какие обещания из тех, что были даны в ходе президентской кампании, Вы, возможно, не выполните, став президентом?
Какое послание есть у Вас для тех, кто проголосовал в первом туре за Вашего оппонента, а также для тех, кто предпочёл других кандидатов, а не Вас? Что Вы можете сказать им, в нескольких предложениях, чтобы они изменили свой выбор?