Вакцина от палача? Тематические исследования
Власти объявили тендер на приобретение вакцины против Covid-19. Довольно поздно, но лучше поздно, чем никогда. Для приобретения вакцины предусмотрено 70 млн. леев, почти 4 млн. долларов.
Это большие деньги, и они принадлежат всем гражданам Республики Молдова, поэтому их мониторинг необходим. Особенно, когда речь идет о чрезвычайно коррумпированном государстве, которое за свою короткую 30-летнюю историю допустило тысячи сфалсифированных закупок и отмывание миллиардов в интересах многих коррумпированных чиновников, оставшихся до сегодняшнего дня безнаказанными.
Ни один аукцион не должен быть сфальсифицирован, а закупка лекарств должна быть еще прозрачнее. Тем более закупка вакцин в государстве, где люди 25 лет используют мобильные телефоны и вакцинируются на протяжении 80 лет, но только с этого года начали считать, что телефонные антенны связаны… с вакцинами.
Правило аукционов гласит, что нужно выбирать самое дешевое предложение. Это прекрасный принцип, чтобы максимально сэкономить государственные деньги. Но тут возникает много вопросов.
Помимо вопросов налогоплательщиков о том, является ли самая дешевая вакцина еще и самой эффективной, есть вопросы журналистов из коррумпированного государства: кто получит эти 4 млн. долларов? Без сомнения, деньги должны пойти к производителю вакцины, без посредников. Тем не менее, посредники, по-видимому, имеют зеленый свет и, скорее всего, представляют только одного производителя: Российскую Федерацию.
Вакцины производятся биологами, а не политиками, поэтому нам должно быть безразлично из какого государства они происходят. Или нет?
Как мы должны реагировать на такую ситуацию, например: у нашего соседа в саду растет малина, а у его детей анемия. Дети не кушают малину, потому что сосед продает ее всю. Малина вкусная, даже если мы точно не знаем, какие удобрения сосед использует. Мы покупаем ее у него, потому что его дети больны, и ему нужны деньги. Но из денег за малину сосед покупает новый танк, даже если у него уже есть несколько танков.
На прошлой неделе российский блогер Варламов описал несколько подобных ситуаций: граждане Российской Федерации записались на прививку, но им сказали, что вакцины на складе нет. И несмотря на то, что некоторые из них были записаны для второй дозы, которая должна быть введена в течение определенного периода времени, российская вакцина не была доступна. Зато она доступна в продаже в соседних государствах и на других континентах. Официальные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время в России на сто человек вакцинировано только 5 человек. Почти как в Молдове, у которой нет ни вакцины, ни денег, ни демократии.
Давайте рассмотрим еще одну гипотетическую ситуацию. Несколько лет назад сосед установил на вашем дворе несколько танков и контейнеры с взрывчатыми материалами. Он пообещал в письменной форме вывести их до 1994 года, но на дворе уже 2021 год, и он так ничего и не сделал. Более того, оградил часть двора, где находятся танки, колючей проволокой, и вашим детям негде играть, и у вас нет места для города. Теперь, поскольку у вас не так много места для огорода в собственном дворе, вам нужно покупать продукты. Сосед с танками отправляет посредников, которые предлагают вам малину по очень хорошей цене, особенно если вы берете ее оптом. Из ваших же денег он купит себе еще один танк. Вероятно, он установит его рядом с другими, в вашем же дворе, за забором из колючей проволоки. Но это хорошая цена, не так ли? И вы будете есть малину.
На этой неделе журналисты расследователи из Confidencial, Никарагуа, опубликовали интересную статью о пожертвовании со стороны Российской Федерации: 250 автобусов для общественного транспорта из Никарагуа, которые использовались в России для перевозки полицейских на протесты, где они насильственными методами подавляли требования граждан о соблюдении прав человека. Автобусы, в некотором смысле, несут на себе следы крови и слез российских граждан, подвергшихся насилию, но подаренные гражданам Латинской Америки. Достойный уважения жест, не так ли?
Цена любой сделки имеет и этический компонент. Нет ничего дешевого, если оно происходит от коррумпированных людей, обидчиков, мучителей. Никакие государственные деньги не должны попадать к палачам. По крайней мере, до тех пор, пока есть возможность приобретать один и тот же продукт от независимых производителей, без связанных с палачами посредников.
Aлина Раду