Свободные, независимые СМИ – это столп демократического общества
Интервью с Чрезвычайным и Полномочным Послом Королевства Швеция в Республике Молдова Сигне Бургсталлер
— Швеция – одна из наименее коррумпированных стран в мире, как следует из данных статистики. Чему, по Вашему мнению, необходимо поучиться и последовать Республике Молдова с учетом опыта Швеции?
— На мой взгляд, коррупция – это одна из проблем, к которой вы всегда должны проявлять очень осторожный подход. Хорошо, когда мы понимаем, что обстановка без коррупции не возникает в одночасье, и никто не может гарантировать, что она будет длиться вечно без риска возобновиться. Повсюду, вероятно, существуют определенные проблемы, связанные с коррупцией, но они проявляются по-разному. Правда, уровень коррупции в Швеции низкий. Если проследим за международными исследованиями, то выявим, что Швеция появляется в списках как одна из наименее коррумпированных стран в мире, но для достижения этой стадии каждый упорно трудился на благо развития общества. Кроме того, очень важно доверие общества к государственным институтам и, в частности, к судебной системе.
— Насколько важно это доверие общества к его системе правосудия?
— Доверие к правосудию имеет основополагающее значение для любого демократического общества, потому что речь идет о правах, об уважении ваших прав государством. Если существует это доверие, то вы всегда уверены, что при обращении в суд получите справедливое судебное разбирательство.
— Швеция построила хорошо зарекомендовавшуюся пенитенциарную систему. Насколько важно существование пенитенциарной системы, которая соответствует всем положениям процесса осуждения, начиная с предварительного заключения?
— Речь идет о фундаментальных правах человека. Если говорим о людях, находящихся в предварительном заключении, то хорошо бы помнить, что они еще не были признаны виновными. Независимо от того, находится ли кто-то в состоянии предварительного заключения или уже в тюрьме, речь идет о соблюдении прав человека. В Швеции признанные виновными не отправлены в тюрьму для того, чтобы подвергнуться определенному наказанию. То же самое относится и к пенитенциарным учреждениям – это не вопрос главенства наказания, а скорее коррекции, то есть исправления. Заключенным необходимо предоставить программы для перевоспитания, для реинтеграции в общество, в жизнь, чтобы впоследствии они могли стать хорошими членами общества, иметь возможности, а в противном случае навсегда сохранится риск того, что они вернутся в темный мир преступности.
— Представительство Европейского Союза (ЕС) в Республике Молдова, другие международные миссии высказали критические замечания относительно признания недействительными выборов на пост примара Кишинэу. Что вы можете сказать нам сейчас об этом решении?
— В заявлениях ЕС четко подчеркнута позиция ЕС по этому вопросу. И правительство Швеции, которое я здесь представляю, разделяет ту же позицию. Признание недействительными местных выборов в этой неопределенной, непрозрачной манере является нарушением верховенства норм правового государства и демократических стандартов, а это подрывает доверие граждан к государственным институтам, о которых мы говорили ранее. Основополагающим для развития общества является существование взаимного доверия между гражданами и теми, кого они выбрали руководить собой. Когда этого доверия не существует или оно утеряно, чрезвычайно сложно его восстановить. Вот почему мы подчеркивали в заявлениях ответственность правительства и парламента за поиск решения по исправлению ситуации. Я знаю, что они пытаются обвинить других – ЕС, гражданское общество, пренебрегая тем, что исключительной ответственностью здешних властей является определение пути на будущее, в том числе для предотвращения подобных ситуаций.
— После этого эпизода внешние партнеры могут еще доверять ныне существующей власти?
— С нашей точки зрения, мы по-прежнему привержены оказанию поддержки здешних граждан в проведении реформ, а не поддержки какого-либо политического деятеля, какой-то партии или правительства Республики Молдова. Важно, чтобы реформы продолжались, и мы поддержим эти усилия, поскольку они призваны оказать поддержку граждан.
— Как реагируют власти Швеции на акции протеста и как часто они происходят в Вашей стране?
— Обычно наши граждане протестуют, когда речь идет о какой-либо социальной проблеме. Недавний протест, о котором я вспоминаю сейчас, связан с мировым движением – #Metoo. Многие вышли на улицу и протестовали, обсуждали вопрос гендерного равенства. Если говорить в общем, то гендерное равенство в Швеции значительно продвинулось. Моя страна постоянно входит в тройку лидеров или выступает в первом ряду, когда речь идет о соблюдении равенства полов. Но, хотя мы продвинулись намного вперед, это не значит, что у нас идеальная ситуация. Были протесты на улицах, протестовали люди разных профессий, в том числе писатели, актеры, журналисты, певцы. Все они требовали прав для женщин, представляющих разные профессии. Некоторые говорили о своем опыте дискриминации или домогательства, преследования. Раньше такие вещи не выставлялись на публику в такой манере.
— Шведы – большие любители чтения газет. Каково ваше мнение о степени изменения отношения людей и об уровне их доверия к политическим деятелям, к власти, когда большинство источников средств массовой информации (СМИ), которые имеют национальное покрытие, принадлежат одному человеку?
— Свободные, независимые СМИ – это столп демократического общества. Свободный поток новостей и свободный доступ к информации дают гражданам возможность влиять на общество и привить ответственность стоящим у власти политиков за представление интересов людей, потому что они были избраны с этой целью, и они не должны быть подотчетны только в день выборов, а весь срок своих полномочий. Существование разнообразных медиа-источников обеспечивает лучшую информацию граждан. Когда у человека есть информация из разных источников, он может составить собственное мнение о различных ситуациях и политике. Не может быть благотворной обстановка, если в обществе большее количество средств массовой информации будет сосредоточено в руках нескольких человек. Такое положение вещей фактически оказывает большее давление на общество. Люди находятся в трудном положении при составлении собственных выводов, когда они должны различать, какая информация правдива, а какая ложна. Мы сейчас видим, и не только здесь, что распространяется довольно много ложной информации, которая порождает дезинформацию людей. Лучший способ борьбы с фальсификацией – это убедиться в существовании большего количества источников массовой информации, которые уравновешивают дезинформацию.
— Я видела Вас на некоторых мероприятиях сообщества ЛГБТ Республики Молдове. В нашей стране определенными предрассудками, связанными с правами ЛГБТ, манипулируют в политических играх. Как преодолены эти предрассудки в Швеции?
— Это процесс. Можно вернуться назад на 20-30 лет и увидеть, что в моей стране ситуация была совсем иной. Но благодаря очень активному гражданскому обществу и государственной политике мы преодолели это. Швеция в целом является открытой и толерантной страной. Кроме того, в связи с этим вопросом можно сказать о процессе продолжительностью в несколько десятилетий, в течение которого проводилась прогрессивная работа по выработке политики с целью продвижения прав всех людей. Сейчас большинство шведов поддерживают сообщество ЛГБТ и его права, а ЛГБТ-парад – большой праздник.
— Благодарим.
Беседу вела Алёна ЧУРКЭ