Principală  —  Печатный выпуск  —  Мнения   —   Нулевой сектор Парламента

Нулевой сектор Парламента

На этой неделе между Парламентом Республики Молдова и Парламентом Европейского союза произошла несинхронная синхронизация. В то время как в Брюсселе был принят новый Реестр прозрачности, в Кишиневе парламентское большинство разрушило те немногие документы, которые отдавали прозрачностью в этом мрачном и скомпрометированном законодательстве, и отвергло законы, которые могли бы послужить началом борьбы с коррупцией.

Давайте по порядку. Во вторник, 15 декабря, Европейский парламент провел пресс-конференцию, на которой запустил Реестр прозрачности. Теперь члены Парламента, Совета Европы и Европейской комиссии должны еще более тщательно декларировать свои интересы, конкретно объяснять любую деятельность и сообщать, будет ли у них деловой интерес или другие выгоды от этой деятельности в европейских учреждениях, в том числе есть ли у их семьи или близких личный интерес к этой деятельности, которая оплачивается за счет государственного бюджета.

«Этот документ говорит о новом этапе в том, что касается прозрачности государственных учреждений», – заявила парламентарий Данута Хюбнер на пресс-конференции. Она объяснила, что теперь за возможными неясными интересами некоторых политиков будут наблюдать еще пристальнее.

В то же время в Кишиневском законодательном органе разыгрался спектакль интересов некоторых продажных партий и их скомпрометированных лидеров. Социалисты один за одним голосовали за законы, которые влияют на демократию, и поочередно отвергали законопроекты, предложенные членами оппозиции.

В какой-то момент депутат Игорь Мунтяну из Платформы «ДП» предложил проголосовать за проект Закона Магнитского, который помог бы прекратить отмывание денег и нарушение прав человека.

Закон Магнитского впервые приняли в США в ответ на то, как Сергея Магнитского пытали российские власти за то, что он сообщил российским чиновникам о проблеме отмывания денег из бюджета и об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере.

Сергей Магнитский скончался после ареста, заключения и пыток в российских тюрьмах, но последствия его деятельности и активности до сих пор ощущаются во многих странах мира. В сентябре 2020 года Парламент ЕС начал обсуждать принятие Закона Магнитского, который создал бы барьеры для лиц из коррумпированных государств, вовлеченных в отмывание денег и в сокрытие средств и имущества в европейских государствах.

После того, как в среду, 16 декабря, депутат Игорь Мунтяну изложил содержание этого закона в Парламенте государства, которое скорее всего широко известно в мире из-за кражи миллиардов, беглых олигархов и парламентариев с уголовными делами по факту отмывания денег, вопрос поставили на голосование. Поскольку сессия транслировалась в прямом эфире, вся Молдова услышала, как подсчитывали голоса по этому вопросу: «Сектор 1 – ноль!» – с грассированием выкрикнул тот, кто считал голоса (также из-за отмывания денег в Парламенте есть электронная система голосования, купленная на государственные средства, но ей не пользуются, и поэтому депутаты считают голоса на пальцах и затем выкрикивают их из зала Зинаиде Гречаный, которая находится в президиуме и складывает голоса вручную, в столбик, на листе бумаги). «Сектор 1» означает левую трибуну в зале заседания, на которой в основном находятся депутаты-социалисты. В среду, тот, кто считал голоса в 1-м секторе, почти охрип, пока кричал после каждого проекта, выдвинутого оппозицией: «Сектор 1 – ноль!». Так этот сектор уже стали называть «нулевым сектором».

В то же время у 1-го сектора и у его сторонников из 2 других секторов был нулевой интерес к тому, чтобы заслушать аргументы оппозиции в связи с отрицательными заключениями Национального органа по неподкупности и других учреждений, которые объясняли риски коррупции некоторых законопроектов большинства социалистов, Партии «Шор» и нескольких «перебезчиков», которые назвали себя «независимыми».

Куда двигается нулевой сектор Парламента Республики Молдова – государства, которое подписало Соглашение об ассоциации с ЕС и обязалось бороться с коррупцией и обеспечивать добросовестность политического класса? Оно не двигается, а выступает против Парламента ЕС, который недавно учредил Реестр прозрачности в Брюссельском парламенте.

Aлина Раду