Вакцинация против невакцинации: влияние, последствия, ответственность
Интервью с Николаем Фуртунэ (эпидемиологом с 25-летним стажем), заместителем начальника Национального агентства общественного здоровья
— Господин Фуртунэ, почему так важно, чтобы вакцины ставили своевременно?
— Вакцины спасают жизни и, я полагаю, что не может быть более веского аргумента, чем спасение жизни человека. Тем более, когда речь заходит о ребенке. Согласно всемирной статистике, инфекции, которые могут быть предотвращены путем иммунизации или вакцинации, бушуют. Ежегодно умирают сотни тысяч детей, потому что они не защищены от ряда инфекций. Не имеет значения, от каких: от кори, полиомиелита или дифтерии. Есть случаи, которые можно предупредить и очень стыдно (с человеческой точки зрения) иметь профилактическое средство и не применять его. Что касается процесса вакцинации, то мы принимаем во внимание два аспекта: не вовремя сделанная вакцинация и когда вообще не делают. В последнем случае могут быть печальные последствия. Факт, который до сих пор на слуху, – вспышки кори. Заболели только те дети, которые не были иммунизированы и защищены. Тот, кто хотя бы единожды был вакцинирован, пусть с опозданием, оказался вне угрозы. Еще хуже такая ситуация, когда вакцинация вообще не имеет места.
С другой стороны, бывают такие обстоятельства, которые требуют отложить вакцину до определенного момента. Например, острая боль. Однако медицинское противопоказание должно быть обоснованным, аргументированным, задокументированным врачом (!), а не матерью или крестной, которые не имеют отношения к системе здравоохранения.
И вакцинация, таким образом, осуществляется спустя какое-то время, вне календарных сроков, но и это хорошо, т. к. ребенок, пускай с задержкой, но будет защищен от инфекции Икс.
Вакцинация не по графику все равно лучше отказа от вакцинации как таковой. И люди должны разграничивать эти два понятия. Да и сам процесс иммунизации не идеален. Есть дети, которых мы прививаем точно в 2, 4, 6 и 12 месяцев, потому что жизнь – это жизнь: один уезжает, другой возвращается с моря, отдыха, отпуска.
Или, например, появляется малыш, у которого расстройство кишечника, что, в итоге, переходит в пневмонию. Очевидно, что он не получит вакцину в возрасте двух месяцев. Может статься и так, что и в 4 месяца ребенок не получит укол. Важным является желание матери и ассистента быстро восполнить эти пропуски. «Дозу», запланированную на 2 месяца, ему поставят в 4, и та, которая должна была быть в 4, будет сделана через месяц – в 5 месяцев. И, как правило, к 6 месяцам малыш приноравливается к календарным вакцинациям. Не так опасно получить вакцину с опозданием, как не быть вакцинированным вовсе.
— Каково количество «обязательных» вакцинаций в Республике Молдова?
— Согласно программе иммунизации, мы выявили 12 инфекций, против которых нужно прививать: туберкулез, гепатит B, дифтерия, столбняк, кашель или судорожный кашель, полиомиелит, краснуха, корь, эпидемический паротит, гемофильная, ротавирусная и пневмококковая инфекции. Сейчас мы находимся на стадии, когда следует внедрять 13-ю вакцину против ВПЧ-инфекции (вирус папилломы человека), которая вызывает рак шейки матки.
— Каковы наиболее распространенные мифы о вакцинах, которые врачи должны объяснять пациентам?
— Существует много мифов о вакцинах. Миф, связанный с отсутствием болезни: «Я не пойду на вакцинацию, т. к. нет болезней». Это миф, вырванный из контекста. Неужели взаправду нет болезней? Может быть, болезней нет именно потому, что мы ставим прививки. И мы часто вспоминаем выражение: «Главный враг иммунизации – это иммунизация». Не регистрируются дифтерия, полиомиелит, столбняк. Люди забывают о болезнях. Забывают о тяжести (суровости) этих заболеваний, об осложнениях и последствиях, и им кажется, что вакцинация не нужна. Необходимо получать прививки, чтобы сохранить этот «статус» – отсутствие болезней.
— Существует ли какая-то связь между вакциной и аутизмом?
— Это другой миф, согласно которому вакцинация может привести к аутизму. Было проведено множество исследований, в которых четко и ясно написано, что нет никакой фактической связи между прививками и аутизмом. Кроме того, у меня есть другой вопрос: Как объяснить аутизм у тех детей, кто не был вакцинирован? И тогда люди сталкиваются с дилеммой: Где же связь. Нужно искать другую причину для ребенка с аутизмом. Мы должны понимать, что это состояние, которое появляется еще в период беременности и даже до нее, и поэтому вакцинация и аутизм никак не связаны.
— С гигиеной, но без вакцины?
— Третий миф может быть сформулирован следующим образом: Я соблюдаю гигиенические нормы и не прививаюсь, т. к. в чистоте смогу избежать болезни. Это утверждение в корне неверно. Нет разницы, моешь ты руки или нет; если нет прививки, то ты не защищен и, следовательно, подвержен кори. Краснуха и свинка никак не связаны с гигиеной. Это вирусные инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем; они не связаны ни с гигиеной рук, ни с употреблением мытых фруктов и овощей, ни с употреблением мяса после тщательной термической обработки.
— Где получать прививку: в частных или государственных учреждениях?
— Следующий миф заключается в том, что в частных учреждениях, якобы, вакцины качественнее, чем в госучреждениях. Не существует качественных и некачественных вакцин; вакцин для одних стран и для других стран. Страна-производитель вообще не может говорить о качестве вакцины.
— Имеются ли у нас вакцины, которые производят в таких странах, как Китай?
— Мы никогда не закупали у китайцев такого рода товары для календарной вакцинации жителей Республики Молдова. Не столько страна происхождения и производитель меня интересуют, сколько качество вакцины. Все вакцины, которые доставляют в Молдове, являются качественными, безопасными и безвредными. Я ставлю прививки против полиомиелита в течение 10-ти лет и за это время не было зарегистрированных случаев этого заболевания. Прививаю от кори – и нет кори. Та вспышка, которая имела место, произошла исключительно из-за невакцинированных людей.
Мы пользовались вакциной, привезенной из Индии. И что из этого? А какой аргумент в пользу того, что у американцев лучше, чем у индийцев, иранцев или пакистанцев? Нет ни одного весомого аргумента. Мы, согласно программе иммунизации, сотрудничаем с достаточным количеством стран-производителей. С европейцами, с теми, что из сообщества и извне, с американцами, бельгийцами, корейцами и японцами. Не это показатель.
— Сколько стоят вакцины?
— Все вакцины для детей и взрослых в программе вакцинации предоставляются бесплатно бенефициарами. Государство платит деньги, чтобы заказать их, и вакцинация уже стала не чем иным как политикой защиты и безопасности. Если людям сделали прививки от кори, это значит, что государство потратило несколько тысяч леев, чтобы приобрести вакцину. Но, зафиксировав большое количество случаев кори, было потрачено несколько сотен тысяч леев из публичных средств (при этом учитывая возможные последствия). Но если у нас были последствия, как мы это аргументируем? Тогда мы, специалисты, утверждаем: Корь остается опасным заболеванием, способным дать серьезные осложнения. В конечном итоге родители должны будут объяснить детям возможные последствия. Молдавское законодательство позволяет ему выбрать одно из двух решений: бесплатно получить прививку в госучреждении или за деньги в частном учреждении. Нет никаких отличий, поскольку в основе вакцины лежат одинаковые штаммы микроорганизмов.
— Насколько безопасны вакцины, поступающие на молдавский рынок?
— 1. Все вакцины, поступающие на рынок Республики Молдова, это вакцины, которые прошли множество тестов. У них есть весь пакет сертификатов качества, безопасности, лабораторных тестов, клинических испытаний, вакцины, которые протестировали десятки лет.
2. Молдова приобретает вакцины только от производителей, прошедших предварительную квалификацию Всемирной организацией здравоохранения.
3. Закупки не производятся в стране. Закупки осуществляет ЮНИСЕФ, который предоставляет вакцины не только Молдове, но и десяткам других стран мира.
4. Одним из показателей качества вакцины является отсутствие болезней и осложнений. В нашем случае, исходя из вакцин, которые мы используем, нет серьезных осложнений.
— Почему, всё-таки, появляется адверсивная реакция вследствии вакцинации?
— Вакцинация – это медицинская процедура. Все вакцины применяются двумя путями: оральные – капли, и здесь у нас две вакцины: полиомиелитные вакцины и вакцина против ротавирусной инфекции, у которой один и тот же способ применения, как в частном секторе, так и в общественном. Оральные капли содержат некоторые адъюванты (стимуляторы иммуногенеза) со вкусом смородины, малины и дети соглашаются их принимать. Есть вакцины, которые, столько, сколько я работаю, не вызвали никаких осложнений.
Второй тип введения вакцины является парентеральным, то есть, с помощью инъекций. Любые инъекции, которые применяют для лечения, болят. На месте введения инъекции могут появиться маленькие шишки, легкое покраснение и может подняться температура. Это логические последствия, которые указаны и в инструкции производителей вакцин, так что все об этом знают. Через два часа после вакцинации, боль в месте инъекции проходит.
Всех интересует сложные реакции. Но родители должны понимать одну очень простую вещь, например, то, что анафилаксия возникает в одном случае на миллион введенных инъекций. Это много или мало? Но если учесть 59 случаев смерти от кори, зарегистрированных в Румынии? Давайте подумаем, насколько сложен случай анафилаксии, который проявляется один раз на миллион и 59 случаев смерти, произошедшие в 13.000 случаев заболевания. Мы должны четко определять пропорции, чтобы родители поняли, что девять детей из ста из ста после кори могут оглохнуть на всю жизнь. И ни в одном случае после вакцинации не начался отит. Другой пример – пневмония. Корь вызывает пневмонию от 6 до 10% случаев заболевания. Вакцинация никогда не вызывает пневмонию. Коревая вакцина ни в истории, ни в инструкциях, ни случайно не вызывает пневмонии. Постинфекционный энцефалит: на миллион вакцин может быть найден, теоретически, один случай поствакцинального энцефалита. При кори, которая является естественным заболеванием, случается энцефалит в двух тысячах случаев заболевания. У энцефалита же другие неврологические последствия, которые остаются на всю жизнь.
Сколько примеров мы с коллегами должны привести, чтобы люди поняли, что нельзя сравнивать последствия естественных болезней с последствиями от вакцинации. Ни логически, ни де-факто. Она должна принимать не только легкие реакции, мол, у него корь, и он несколько дней лихорадит. Нет. Нам нужно говорить о далеко идущих последствиях.
— Но что происходит с теми, кто не может быть вакцинирован из-за медицинских противопоказаний?
— На самом деле у нас есть две ситуации. Во-первых, когда у ребенка есть доказанное медицинское противопоказание к вакцинации, скажем, состояние сильного иммунного дефицита, когда некоторые вакцины не могут быть введены. Или у ребенка, при предыдущей дозе той же вакцины, произошла анафилактическая реакция, в таком случае следующую дозу мы ему больше не вводим из-за этой реакции. Противопоказания должны быть аргументированы и оправданы. В таких случаях ребенок не получает остальные дозы вакцины, но идет в школу. Он должен посещать школу. Ему должно быть позволено идти. Директором школы или детским садом.
— Что бы вы сказали в полемике за и против вакцинации?
— Есть два типа иммунитета во всех случаях управляемых системой иммунитета болезней: индивидуальный и коллективный. Например, у одного ребенка могут быть противопоказания к вакцинации. Два других ребенка вакцинированы, и благодаря тому, что эти двое вакцинированы – вместе они защищают этого невакцинированного ребенка от возникновения болезни. Те двое детей обеспечивают коллективный иммунитет. Чем больше невакцинированных в классе, тем ущербнее коллективный иммунитет.
Родители должны понимать, что мы не можем принять положение – 50 на 50. Бывают случаи, когда целые классы не должны иметь и не имеют противопоказаний, но они прививаются на сто процентов. Но в школе из 1500 учеников будет два таких случая с противопоказаниями. И они идут в школу, а остальные 1498 должны защитить их, будучи вакцинированными. Чем больше людей прививается, тем сильнее коллективный иммунитет.
И нам еще нужно понять одну вещь. Если у меня корь, и вы не вакцинированы, вы наверняка заболеете корью, даже если мы находимся в трех метрах друг от друга. Более того. После того, как мы выйдем из этой комнаты, еще около трех часов те, кто войдёт позже, также рискуют заразиться корью. Это очень болезнетворная и агрессивная болезнь.
Сдержанность и нежелание вакцинации происходят из-за отсутствия информирования.
— Где должны информироваться родители?
— Мы вывесили на сайте Национального агентства общественного здоровья самую разную информацию. Каждый день мы публикуем эпидемиологическую ситуацию на сайте. Есть много инфографиков и полезной информации на сайте Агентства, на сайте Министерства здравоохранения, труда и социальной защиты, Всемирной организации здравоохранения, на сайте Международный чрезвычайный детский фонд ООН (ЮНИСЕФ).
Другая проблема технологической эпохи заключается в том, что все сидят в одноклассниках, в facebook, в социальных сетях, где иногда публикуются нелепости, чистые аберрации и родители предпочитают оставаться там.
— Что говорят статистические данные по Молдове, сколько детей не вакцинировано?
— Согласно последним статистическим данным Министерства образования, в стране насчитывается около 3000 невакцинированных детей. Но мы должны быть очень осторожны при интерпретации, если в данном случае речь еще идет о детях, которые не хотят ходить в школу или имеющих острую болезнь, но были включены в список невакцинированных. Это цифра, в которую я не совсем верю, и даже если бы поверил, она, всё-таки, меняется.
Мы проанализировали, как идет процесс вакцинации после случаев кори в стране. Каков ритм и масштаб явления. Для профилактики кори мы вводим три дозы ROR (от кори, эпидемического паротита и краснухи): одну дозу в возрасте 12 месяцев, дозу в возрасте семи лет, которая является первой ревакцинацией, когда ребенку год и в 15 лет.
Мы с одной инъекцией решаем три проблемы. Мы также проводим профилактику кори и эпидемического паротита.
Возьмем к примеру Чадыр-Лунгу. За семь месяцев 2018 г. ввели 778 инъекций – три дозы вакцины (от кори I, доза II и доза III). В августе было введено 1106 инъекций. И не было никакой реакции. Потому что, если бы произошла реакция, то народ закатил бы по-новому, что вот, мол, ввели вакцину и посмотрите, что произошло. Потому что в этом районе произошло больше всего заболеваний такого типа и он больше всех пострадал.
Это говорит о том, что люди осознают опасность. Они по своему опыту поняли, что означает болезнь, некоторые дети были госпитализированы, а у других появились такие осложнения, как пневмония и дыхательная недостаточность. Немного страху, немного понимания, немного примеров, люди понимают и идут на вакцинацию.
И это произошло в нескольких районах. В Дондушенах, в течение 7 месяцев 711 прививок, а только в августе 431 инъекции. Все еще встречаются упрямцы, которые говорили, что не будут вакцинировать своего ребенка и когда увидели, что ребенка не приняли в школу в конце концов приняли решили его вакцинировать.
— Каковы главные риски отказа от вакцинации?
— Помимо случаев кори в Украине также зарегистрированы первые случаи дифтерии. Но смертность от дифтерии более распространена. Последствия дифтерии гораздо серьезнее, чем корь. Паралитический полиомиелит оставляет два следа: либо осложнения на всю жизнь и человека садят в инвалидной коляске, либо смерть.
Мы говорим о краснухе. Если женщина делает это во время беременности, могут возникнуть много осложнений, таких как врожденные пороки развития, сердечные заболевания, сахарный диабет 2-го типа, врожденная глухота или врожденная слепота. Мама должна знать, какую ответственность она на себя берет. Говоря о свинке, мама должна понимать, что подростковый эпидемический паротит – естественная болезнь, которая может быть связана с мужской стерильностью, и у нее может не быть внуков. Каждый родитель должен брать на себя ответственность и учитывать эти риски.
— Где и в каких условиях хранятся вакцины в Республике Молдова?
— Все вакцины, которые завозят в Молдову, не должны превышать 18-ти месяцев до истечения срока годности. Вакцины хранятся в НАОЗ. У нас есть рефрижераторы, которые обеспечивают температурный режим от +2 до -8 градусов. У нас есть пять уровней безопасности по температуре в камере. Установлены две сигнализации на центральном посту и две в координационном центре. Для других населенных пунктов мы их здесь уже загружаем и отсюда отправляем в Центр общественного здоровья района Единец или в Комрат, соблюдая температурный режим. Вакцине вредят две вещи: высокие и низкие температуры, а также прямые солнечные лучи.
И ее нужно содержать соответствующим образом. Чтобы не отправлять ее по частям на Центральный рынок, мы загружаем его каждый триместр, отправляем и они хранят ее в территориальных центрах и отпускают затем учреждениям первичных медицинских услуг. У нас есть теплоизоляционные коробки для поставки вакцины.
— Благодарим вас!
Беседу вела Лилиана БОТНАРЮК