Домашнее образование (homeschooling) является относительно новой практикой для Республики Молдова. Точных данных о количестве детей, обучающихся дома, нет, потому что отсутствует законодательная база, регулирующая эту сферу. При этом, есть семьи, которые проводят школьные годы дома с родителями, усваивая школьную программу.
9-летняя Анна, каждый день решает математические задачи, пишет, рисует, изучает языки, анализирует ошибки, исправляет их. У Анны есть тетради, книги, школьные принадлежности, рюкзак. Но она не ходит в школу – она учится дома, а ее учительница – ее мама. Младшая сестра Анны, 4-летняя Кристина, тоже «ходит в детский сад» дома. Эти дети не зарегистрированы в национальной системе образования, и законодательство не дает им это право, но и не ограничивает их действия.
В то время как эти две ученицы «ходят» в такую не строгую школу с длинными переменами, с перекусами на выбор, с играми, их мать, Диана Кику, тоже учится создавать, продвигать и узаконивать образовательную концепцию, абсолютно новую для Республики Молдова: homeschooling, своего рода школу на дому, где школьные предметы преподаются родителями. Семья Кику является основательницей Ассоциации «Homeschooling Moldova».
Термин «homeschooling» (домашнее обучение) означает образовательную альтернативу во многих странах мира. Школа на дому требует утвержденной школьной программы, индивидуального обучения в семье, учитель является одним из родителей.
В Республике Молдова домашнее обучение предусмотрено только для детей, которые из-за проблем опорно-двигательного аппарата не могут посещать школу, по заявлению им предоставляет уроки учитель государственной школы. Хотя Министерство просвещения несколько лет назад подтвердило, что изучает эту практику на опыте других государств, до сих пор нет официального одобрения или отрицания этого явления. В этой ситуации некоторые семьи решили заниматься домашним обучением по формуле, которая не регулируется действующим законодательством.
Школа инклюзивна не для всех
Семья Дианы Кику практикует домашнее обучение почти два года. Раньше они жили в Италии 12 лет, но вернулись из-за семейной ситуации и уже два года учатся тому, как лучше обучать своих детей в Молдове. Анна, 9-летняя девочка, посещала детский сад и ходила в итальянскую государственную школу, а 4-летняя Кристина не успела стать частью системы государственного образования. То, что побудило Диану прибегнуть к совершенно иной концепции образования для своих девочек, – это состояние здоровья старшей дочери.
У ребенка диагностировали диабет I типа в возрасте 3 с половиной лет, что предполагает зависимость от регулярного введения инсулина. Поскольку существующая система образования, как в Италии, так и в Молдове, является инклюзивной, она предоставляет воспитателя и/или учителя в поддержку в школьном формате детям с двигательными нарушениями. У Анны нет двигательных проблем, но есть другие потребности, например вовремя ввести инсулин. Диана не была удовлетворена физическим и эмоциональным состоянием своей дочери в период посещения школы. «Дети с проблемами со здоровьем не так уж удобны для учителей, потому что с 25-30 детьми в классе трудно уделять внимание детям с особыми потребностями», – считает Диана Кику.
Диана стала искать альтернативу, узнав, таким образом, о системе домашнего обучения.
Развитие навыков или сбор информации?
Уроки проходят дома. Мать, вместе со всей семьей, организовывает повседневную деятельность ребенка на этом этапе. Они считают, что позже он будет учиться самостоятельно. «Акцент делается не на приобретении знаний, а на развитии навыков», – говорит 35-летняя Кику с высшим образованием в управлении бизнесом.
«Я изучала психологию ребенка с первых родов, изучала несколько педагогических стилей. Я выступаю за игровой способ обучения примерно до 10 лет. Я за развитие талантов у ребенка больше, чем за накопление информации», – утверждает Диана.
Обучение основано на учебной программе, утвержденной и разработанной, в большинстве случаев, другими государствами, но, по словам Дианы Кику, можно выбрать и программу нашей страны. Часто семьи, выбирающие домашнее обучение в стране, которая не предоставляет такой возможности, выбирают американскую учебную программу. США предоставляют более тридцати школьных программ.
Семья Кику удаленно записала Анну в зонтичную школу в России – так называются организации, защищающие права обучающихся на дому. Они выбрали учебный план, который предлагает им десять предметов обучения. Анна привыкла учить уроки за компьютером: математика, русский язык и литература, науки, рисование, труд – почти те же предметы, что есть у ученика в государственной школе, за исключением того, что Анна делает их вне строгого школьного расписания. Обычно это занимает не более 2 часов, но когда наступает время рисования, некоторым предметам Анна посвящают больше времени, другим – меньше, а перерывы на отдых берутся, когда это необходимо.
Диана Кику работает дома, управляя несколькими страницами в социальных сетях, она также преподает итальянский язык через скайп, поэтому может быть со своими дочерями постоянно.
Младшая дочь, 4-летняя Кристина, тоже является частью домашней школы, хотя она дошкольного возраста. Даже если Кристина не страдает от каких-либо заболеваний, как в случае ее сестры, мать намерена записать ее в онлайн-школу, если к тому моменту молдавские власти не примут ряд законодательных положений.
Диана подчеркивает и преимущество комфортных цен на домашнее обучение. Родители могут найти книги по Интернету или в библиотеке, а если у семьи есть деньги, они могут приобрести их. Существуют некоторые расходы по выбору учебной программы и виртуального зачисления в зонтичную школу за границей, речь идет о нескольких сотен долларов в год.
Анна, вспоминая государственную школу, отмечает слишком короткие перемены и не всегда доброжелательную обстановку.
Домашнее обучение: страхи и быль
Изначально у Дианы Кику самой было много вопросов об этой концепции образования. Теперь же она отвечает на них другим. Представляем ответы Дианы на самые распространенные страхи родителей.
1. Отсутствие социализации
По мнению многих родителей, если ребенок учится дома, то его круг общения ограничен и он не будет общаться со сверстниками.
Диана считает, что если семья активна, проблем с социализацией нет. «Если я обучаю детей дома, это не значит, что они сидят дома. Я социально активна, у нас есть семейный клуб, где мы по средам проводим время в компании других детей и родителей». Она говорит, что ребенок, который взаимодействует с разными категориями взрослых, а также с детьми разного возраста (в игре), повзрослеет осознанно.
И, все же, Диана признает, что эта концепция подходит не всем. «Если у матери стресс от нахождения дома, ребенок тоже находится в изоляции. Тогда им лучше быть счастливой семьей, в которой ребенок ходит в школу», – утверждает Диана.
2. Родитель – не учитель
У детей, учащихся на дому, в качестве учителя – собственный родитель, у которого не всегда есть педагогическое образование. Как он может правильно преподавать?
По словам Кику, матери быстро учатся даже уходу за новорожденным, а это будет потруднее программы начальной школы. Диана выступает за легализацию практики домашнего обучения – это позволит контролировать качество образования, которое дает своим детям родитель. Так, в некоторых странах ЕС, семья, выступающая за домашнее обучение, подает заявление в органы власти, которые могут оценить семейное положение и понять, следует ли задействовать другие учреждения, отвечающие за права детей.
3. Если школа дома, где находится университет?
Как долго может длиться обучение дома? Кто оценивает знания? И как ученики продолжают получать высшее образование?
Диана говорит, что Анна собирается сдавать онлайн-тесты по предметам, которые она изучает каждый год. Также, выпускные экзамены, которые она будет сдавать, когда захочет продолжить обучение в университете, будут подразумевать выбор типа экзаменов, признанных на международном уровне – SAT (с англ. – Scholastic Assessment Test), требуемых большинством американских университетов, или ЕГЭ в России.
Если Анна захочет получить высшее образование в Республике Молдова, представив этот сертификат, она будет вынуждена сдавать выпускные экзамены – бакалавриат. Согласно объяснениям, предоставленным ZdG главным консультантом Министерства просвещения, Дойной Усач, Анна, являясь гражданкой Республики Молдова, не имеющей аттестата о среднем образовании, полученного на территории страны, может принять участие в конкурсе по приему в высшие учебные заведения на места, запланированные для обладателей дипломов об окончании средних специальных учебных заведений, вроде колледжа.
4. Вне конкуренции
Ребенок, который учится дома, лишен общения и конкуренции
Диана Кику считает, что в этой конкуренции нет необходимости, поскольку она не является стимулом для роста – у ребенка должна быть внутренняя, а не внешняя мотивация. Он должен стремиться стать лучше, чем он сам, вчерашний.
Диана утверждает, что на сегодняшнем рынке труда есть спрос на креативность, спрос на нестандартные решения, которые, по ее мнению, могут приниматься в семье, где ребенка ценят, где ему выделяется время, где он обучается индивидуально. Это помогает ему быть собой, обрести уверенность в собственных силах.
Эксперт в сфере образования против психолога
Анатол Гремальский, директор программ Института общественной политики, утверждает, что домашнее обучение в Республике Молдова не может быть оценено с юридической точки зрения. Формально этой школы не существует, хотя она и практикуется.
«Все ли родители имеют необходимую подготовку для того, чтобы обучать? Конечно, нет! Чтобы высказываться за такую модель, мы должны провести глубокие исследования о влиянии этой школы на ребенка», – считает Гремальский.
С другой стороны, психологи утверждают, что такая модель может быть принята некоторыми родителями, но может быть отвергнута некоторыми детьми.
Инна Красножон, психотерапевт из Академии просвещенных родителей, привлекает внимание к эмоциональному интеллекту у детей, в противовес интеллектуальным способностям. Дети страдают, когда родители требуют превосходства в учебе, в ущерб эмоциональному благополучию, тирания «долженствования» (понятия «нужно») подавляет многих учеников.
«Чтобы хорошо ориентироваться в социальной среде, нужно уважение, нужно общение и эмоциональный баланс, быть уравновешенным, не вызывать гнев, негативные эмоции, которые блокируют рациональное мышление, поэтому ребенку с развитым эмоциональным интеллектом будет гораздо легче адаптироваться в обществе, гораздо легче, чем тому, у которого очень высокие показатели», – считает Красножон.
Ассоциация «Homeschooling Moldova»
Имея собственный опыт обучения детей на дому, Диана в настоящее время выступает за легализацию этой практики в Республике Молдова, в соответствии с международным опытом.
Вместе с другими родителями они создали Ассоциацию «Homeschooling Moldova», чтобы продвигать домашнее обучение, подчеркивая ценность индивидуального развития ребенка. Сегодня в ассоциации 16 членов.
Онлайн-петиция, недавно запущенная ассоциацией, находящаяся в процессе рассмотрения, собрала более 300 подписей за изменения нормативной базы.
Действующие правовые положения
Статья 157 Кодекса об образовании Республики Молдова, изданный в 2014 году, предусматривает, что Правительство должно изучить практику обучения на дому по запросу родителей или других законных представителей детей и учащихся и представить Парламенту предложения по внесению изменений в настоящий кодекс в целях обеспечения права на такое образование. Виорика Марц, главный консультант Министерства просвещения, утверждает, что Правительство в настоящее время изучает практику обучения на дому в других странах. Конкретных предложений пока не поступало.
Европейская практика обучения на дому
Европейский отчет в образовательной сфере, опубликованный «Eyridice» в январе 2019 года, платформой образовательной политики программы «Erasmus +», представляет данные о домашнем обучении в европейских странах. Ниже приведены некоторые подробности о домашнем обучении в ЕС:
- Оно возможно по запросу родителей в большинстве систем начального и среднего образования;
- Во многих случаях родители должны получить разрешение от местных властей;
- Учитель или преподаватель должны иметь хотя бы среднее образование в половине стран;
- Ученики оцениваются в каждом государстве, кроме Голландии и Великобритании, где это требование не предусмотрено;
- Только в некоторых государствах ученики должны проходить ежегодное итоговое тестирование.
Обучение на дому в европейских странах:
- законно в 28 странах ЕС без ограничений;
- допускается в исключительных случаях в 13 странах (среди них: Германия, Испания, Хорватия, Голландия, Швеция);
- запрещено в 2 странах (Македония, Босния и Герцеговина).
Кристина КОРНЕСКУ
Фото / видео: Катерина АЛЕКСАНДР
Pingback: 5 причин, почему дети не ходят в школу | Ziarul de Gardă RUS