Вещателям был дан срок до 9 февраля, чтобы представить Координационному совету по телевидению и радио (КСТР) уведомления об изменениях в предложении программных услуг, ретранслируемых в соответствии с новым антипропагандистским законом, действующим с 12 января 2018 года, то есть: об изъятии из программной сетки всех информационных, информационно-аналитических, военных и политических передач, произведенных в государствах, которые не ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Начиная с 12 февраля, сотрудники КСТР начнут проверку документов, поданных вещателями, а также физический мониторинг, а в случае нарушений – последовательно будут применены предупреждения, финансовые санкции и санкции в виде отзыва лицензии.
Если вещатели не будут соответствовать новым положениям Кодекса о телевидении и радио, КСТР применит пошаговые санкции: от штрафа в размере 40 тысяч леев – до отзыва лицензии на осуществление деятельности.
Проект поправок к Кодексу о телевидения и радио, также известный как «антипропагандистский закон», был принят 10 января 2018 года и вступил в силу 12 января, одновременно с публикацией в «Официальном мониторе». В то время как депутаты-демократы, которые занимались продвижением проекта, утверждают, что он отвечает рекомендациям европейских структур по борьбе с пропагандой и претворяет на практике выводы гражданского общества об опасности манипулирования и пропаганды, зарубежные эксперты в сфере СМИ утверждают, что ни одна европейская страна не приняла аналогичные ограничения и что, на самом деле, цель власть имущих состоит в продвижении имиджа борца против внешней пропаганды, чтобы сместить акцент с внутренней пропаганды в год выборов.
«В Европейском союзе нет другой страны, которая принимала бы подобные меры. Украина, которая приняла эти меры, находится в иной ситуации, нежели Республика Молдова, она, практически, находится в состоянии войны, а Россия является агрессором по отношению к Украине, и тогда, на мой взгляд, принятие этих запретов оправдано», – объясняет Петр Маковей, директор Ассоциации независимой прессы (АНП).
Эксперт утверждает, что было бы более демократично, эффективно и в соответствии с евростандартами, бороться с пропагандой, как это делают демократические страны, такие как балтийские страны, где нет явного запрета, но регулирующий орган, такой как КСТР в Республике Молдова, постоянно следит за телевизионным контентом и обращается в судебные инстанции, когда это необходимо. Соответственно, временно запрещены отдельные программы. «Это делается не посредством закона, а посредством судебного решения», – уточняет Петр Маковей.
Поскольку проект предусматривает вещание телевизионных и радиопрограмм информативного, информационно-аналитического, военного и политического содержания, которые производятся в странах-членах Европейского Союза, США, Канаде, а также в государствах, которые ратифицировали Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, а Российская Федерация не ратифицировала эту конвенцию, Кремлевские власти обвинили молдавское правительство в том, что это «очередной антироссийский выпад со стороны правящего парламентского большинства в Кишиневе», а также «грубое нарушение доступа к информации, ущемляющим права значительной части молдаван».
Ответ Российской Федерации на молдавский Закон о борьбе с пропагандой
24 января текущего года депутаты Государственной думы Российской Федерации подписали резолюцию, призывающую ООН, Совет Европы и ОБСЕ дать оценку вопиющему нарушению Декларации и конвенций о правах человека. В то же время, по мнению депутатов, в рамках запрета на передачи из Российской Федерации, Россия должна, в свою очередь, разработать комплекс мер для того, чтобы у населения Республики Молдова был доступ к российским программам, например, посредством спутника. В подписанной декларации депутаты призвали «Первый канал» расторгнуть контракт с телеканалом в Молдове, принадлежащим лидеру Демократической партии Республики Молдова, Владимиру Плахотнюку.
В ответ на декларацию российских депутатов, группа молдавских депутатов – представителей парламентского большинства зарегистрировала в Парламенте проект Декларации, осуждающей нападения Российской Федерации на национальную информационную безопасность и оскорбительное вмешательство в политическую деятельность Республики Молдова. Вместе с тем, в подписанной декларации говорится, что «авторы высказываются в пользу конструктивного диалога, который приведет к избеганию появившихся блокировок и возобновлению деятельности, связанной с укреплением и развитием стратегического партнерства между Республикой Молдова и Российской Федерацией».
Согласно отчету Ассоциации независимой прессы, представленном в мае 2017 года, российские телеканалы, ретранслируемые в Молдове, имеют пропагандистское содержание.
Эксперты Надин Гогу, исполнительный директор Центра независимой журналистики (ЦНЖ), и Петр Маковей, исполнительный директор Ассоциации независимой прессы (АНП), которые координировали подготовку этого отчета, установили, что пять российских каналов («Первый канал», РТР, НТВ, РЕН ТВ, СТС), транслируемые с Молдове, продолжают представлять одностороннюю, манипулятивную и пропагандистскую информацию. В то же время, был выявлен ряд манипуляционных техник, в том числе: селективное и несбалансированное представление фактов; интерпретация сообщений источника или выборочное цитирование; навешивание ярлыков; представление отдельных мнений (включая мнения репортеров) в виде фактов; представление информации из одного источника, и т.д.
Мария ШВЕЦ Ольга БУЛАТ